Объяснение:
Конфликт между Фамусовым и Чацким, героями комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», проявляется во многих вопросах. В начале комедии Чацкий приезжает, чтобы встретиться с Фамусовым, потому что Фамусов воспитал его, когда тот остался сиротой, и раньше они были очень близки. Но когда Чацкий приезжает, он обнаруживает, как сильно изменился Фамусов. Между героями начинается беседа, в ходе которой Фамусов обнаруживает, что Чацкий не состоит на службе. Отношение к нему сразу портится. Чацкий вступает в полемику по поводу службы, обучения, чинов, богатства с Фамусовым и его гостями. Во всех вопросах видны противоречия ‒ Чацкий не хочет выслуживать чины, положительно относится к образованию, ценит в людях их качества, не стремится к обогащению. Фамусов же во всех этих вопросах придерживается другого мнения. Назревает конфликт и непонимание. Еще одной причиной конфликта становится Софья ‒ Фамусов хочет, чтобы Молчалин стал мужем Софьи, Чацкому непонятен и обиден этот выбор. В итоге во время вечера в доме Фамусова Чацкий видит отношение к себе всех гостей, разочаруется в своих старых знакомых и, непонятый всеми, покидает дом Фамусовых.
И тот и тот прежде всего поэты;
оба из старинных дворянских родов (корни Пушкина по отцовской линии идут к Гавриле Олексичу, соратнику Александра Невского, по линии матери - к непростому эфиопу А. П. Ганнибалу, Лермонтов происходит от шотландца Георга Лермонта, попавшего в русский плен и так и оставшегося в России, ставшего потом дворянином)
оба родились в Москве, а потом переехали в Санкт-Петербург
и у того и у другого были любимые бабушки
оба практически не знали отцовской и материнской любви
оба погибли на дуэли
Федор Михайлович Достоевский незадолго до нового 1876 года побывал с дочкой на елке в клубе художников, а затем посетил детскую колонию. Примерно в это же время писатель часто встречал на улице нищего мальчика. Предновогодние впечатления вскоре появились в виде рассказов в «Дневнике писателя». Один из них называется «Мальчик у Христа на елке».
Небольшое произведение критики приняли восторженно, некоторые даже назвали его шедевром. Любил этот рассказ и сам автор, не раз читал его на литературных вечерах. Пришлась по душе трагическая история про шестилетнего мальчика и читателям. С 1885 по 1901 год рассказ 22 раза выходил отдельным изданием.
Жанр произведения можно определить как «святочный рассказ», характерный для русской литературы. Его основные признаки: описание доброго и чудесного события, изменившего жизнь к лучшему, присутствие среди героев маленького мальчика – напоминание о новорожденном Иисусе. Время действия – Рождество или Святки. Рассказ должен иметь счастливый конец.
Все условия в произведении были соблюдены, кроме хорошего финала. Здесь Достоевский не счел нужным приукрашивать действительность. Ведь в его других рассказах о детях маленькие нищие по на улицах, а затем часто попадают в колонии. Вполне вероятно, что такая судьба ждала и героя этого рассказа, если бы он не замерз на улице.
По традиции в предпраздничные дни люди строят вертеп, который символизирует пещеру, где родился Иисус. Ведь Богоматери не нашлось места в городе. Достоевский сгущает краски, но параллель прослеживается четко: на одной из улиц перед Рождеством стоит вертеп-подвал с мертвой женщиной, которая приехала в город и не нашла здесь места ни себе, ни своему ребенку.
В рождественские дни на Руси принято бедным и обездоленным. Этой традиции придерживаются представители всех слоев общества. Но замерзающий малыш на улицах большого города не встречает сочувствия.
Смерть шестилетнего ребенка от голода и холода – преступление всего общества. Виновны и старуха в подвале, и полицейский, и продавщицы в кондитерской, и другой мальчик, который ударил нашего героя и сорвал с него картуз. Достоевский несколько раз подчеркивает, что этот вымысел вполне реален. К тому же, случай не единичный. На елке у Христа маленький герой встречает много мальчиков и девочек, чьи судьбы загублены равнодушием взрослых.
Достоевский не называет город, где происходит это трагическое событие, хотя по описаниям легко угадывается петербургский колорит. С той же целью не сообщает он имя мальчика, подчеркивая, что случится подобное может с каждым и везде.
Достоевский нам взглянуть на мир глазами ребенка, прочувствовать его переживания. Для большего погружения в детский мир писатель использует слова в уменьшительно-ласкательной форме: «куколка», «скрипочка», «копеечка», «халатик» и т. д.
Композиционно «Мальчик у Христа на елке» построен на контрастах. Ужасный подвал с мертвой женщиной сменяется ярко освещенными предпраздничными улицами, где все богато, красиво и вызывает детский восторг. Но очень быстро ребенок понимает, что весь этот чудесный мир со сладкими пирогами, игрушками и нарядными елками спрятан от него за толстым стеклом. Он здесь лишний, и куклы в витринах более живые, чем люди с очерствевшей душой.
Затем опять контраст – елка у Христа, где мальчик свой, его любят и принимают. Рядом такие же дети, его несчастная мать улыбается, а Христос очень добрый. Бедный мальчик не нашел сочувствия и любви на земле, а только во сне, в Царстве Небесном. Параллели с рождественской библейской историей заостряют внимание читателя на том факте, что люди так же холодны сердцем и жестоки, как и две тысячи лет назад.
Достоевский не раз обращался в своих произведениях к детским трагедиям, к теме бедных и обездоленных. Он хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными.