Произведение Чехова -это не только привлечение к проблеме общества автором,но и попытка призвать это общество прекратить быть рабами,униженными и оскорблёнными добровольно.
Барский щенок кусает золотых дел мастера Хрюкина,жалоба полицейскому Очумелову приводит к выяснению,не что случилось,а чей это пёс.Выяснив,что собака принадлежит брату самого Генерала,виновником происшествия становится сам укушенный Хрюкин,а городовой становится посмешищем толпы,лишь при упоминании имени генерала.
В рассказе Чехов обличает пороки общества,заставляет читателей задуматься на проблемами социального неравенства и пресмыкания одних людей,перед другими.В наше время "хамелеонство" начинается с детства,к сожалению не многое изменилось.В ясли "барские дети" не ходят,а вот место в детском саду может сразу найтись чудесным образом,когда узнают,кто родители "отпрыска".В школе дети важных людей избегают проблем,с ними пытаются дружить не только ученики,но и взрослые.Затем дети вырастают в "мажоров" и с ними начинаются дорожные проблемы,полиция воет от их поведения ,а родители лишь наблюдают за взрослением чад,чтобы передать им бразды правления в своё время.Если вашу собаку изуродовал бойцовый пёс,то очень важно,чей это пёс,"барские щенки" нередки в наше время.Это не всегда так и не везде,но раболепие в человеческой натуре,а она мало изменяется даже веками.
Суть в бездуховности общества,самоунижение и отсутствии чувства достоинства, в поклонение материальным ценностям.Ничтожность духовная приводит к ничтожности физической,человек начинает существовать,безлико и бессловесно и не понимая,почему так происходит.Ущербность людей не в их положении в обществе,а то что они сами соглашаются с таким положение,потакают порочности и закрывают глаза на безобразия,лишь потому,что совершившие их люди выше по положению,богаче,"значимей" или просто ценят себя,опираясь на деньги,ранги.
Рассказ создан в 1927 году, но в нем нет ссылки на конкретное время. "Была Россия, городишко уездный и масленица". Жанр лирической прозаической миниатюры в это время стал особенно близок писателю, для него это возможность сказать лаконично и просто о важном. Пронзить насквозь. Безмолвная грусть о судьбе России, о состоянии общества и "болезни" сознания людей, бессмысленности их образа жизни и устремлений. Такова самая основная тема в творчестве Бунина. Он всерьез переживает это внутри себя и передает проникновенно свои размышления в творчестве. Эта тема задумчивой грустью звучит в "Подснежнике". Озвученная за пределом слов.
Незамысловатая сюжетная линия - к мальчику-гимназисту на праздники приезжает отец из деревни. Композиция рассказа тоже проста - последовательное лирическое описание встречи и одного дня из жизни героев. Но глубочайший смысл раскрывается в этой простоте.
Для маленького гимназиста приезд отца - долгожданное событие. Саша живет в городе у чужих людей, ему это очень трудно. Мальчику десять лет, и любящая тетя называет его "подснежником". За открытый взгляд его нежных голубых глаз, за природную чистоту души, такой юной и открытой миру. В нем глубина, жажда познания нового, предчувствие неведомого.
Отец мальчика - обыкновенный русский мужик, с мещанскими представлениями о жизни, без малейших размышлений о чем-то возвышенном, что могло бы питать его душу. Его окружают такие же люди. Бунин ни слова не говорит об этом прямо. Лишь описание времяпровождения этих людей, тяжести облика, говорящая о мутности их сознания и устремлений.
Образ голубоглазого "подснежника" на фоне тяжелой и смрадной действительности - как откровение. В этом юном существе присутствует та сила, которая - как росток. Глоток свежего воздуха. Бунин не знает - суждено ли прорасти этому нежному цветку, еще не зараженному абсурдом того окружения, в котором живет он. Но велика НАДЕЖДА.
Еще одна основная тема - подлинной Любви. Маленькому Саше тяжела вся эта атмосфера - мужики в пьяном угаре, душный, накуренный воздух трактира, бессмысленность происходящего. Все это угнетает его в повседневной жизни. Но сейчас все НЕВАЖНО. Он ЛЮБИТ своего отца, возможность просто быть рядом затмевает все.
Среди слов простой, реалистичной прозы, мы видим очень символичное напутствие автора - его веру в то, что однажды мир новых людей с ищущим сознанием вытеснит все косное и мертвое, саму суть "болотного существования". И настанет новая эпоха "подснежников", и изменится мир, к которому они прикоснутся своими сердцами, полными осознанности и любви.