Рассказ Горького "Челкаш" был написан в 1895 году. В конце ХIХ - начале ХХ века происходили серьёзные изменения в классическом реализме. Эти изменения в первую очередь отразились на основной проблеме реализма: связь героев и событий. Рассказ "Челкаш" - типичный тому пример. Проблема духовной свободы человека - основная тема всех произведений Горького. Борьба человека с самим собой и с обществом, то есть духовный рост человека и отношение его с окружающими. "...Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос..." Перед тем, как очередной раз идти "на дело", находит себе Гаврилу, молодого парня - типичного крестьянина. Задача Гаврилы была проста - грести. После "ходки" Челкаш отдал Гавриле гораздо больше, чем обещал. Но Гаврила попросил всю выручку и признался, что даже хотел убить Челкаша. Завязалась драка. Гаврила камнем разбил голову своему работодателю. Потом вернулся и попросил прощения. Челкаш ответил: "ничего". Они разошлись в разные стороны. Композиция многих рассказов Горького подчинена одной цели: полностью раскрыть образ главного героя. В рассказе "Челкаш" автор использует кольцевую композицию. У Горького главный герой обычно "но голову выше людей, его окружающих, их общество ему чуждо". Сближение героя с обществом бесперспективно: общество отвергает героя в силу его (героя) исключительности. Вот так и Челкаш - ворует не ради денег, а из-за самого процесса: украсть из-под носа охраны, да так, что бы пропажу обнаружили ещё не скоро. Для него воровать - это искусство, а не ремесло. Для Челкаша - это протест против общества и он от общества не зависит. В Гавриле Челкаш увидел близкого себе по духу человека, но ошибся. Гаврила считает себя свободным, но вся его "свобода" - это "сам себе хозяин, пошел - куда хошь, делай - что хошь <...> Гуляй, знай, как хошь, бога только помни..." Гаврила мечтает о счастии, но и "счастье" его сводится к одному: осесть где-нибудь, купить дом и прочее. На всё "счастье" Гавриле нужны деньги. Ради них он готов даже убить. Челкаш угрожал Гавриле, но он ни за что бы не убил его. Гаврила сам признаётся: "...хвачу, я его - тебя - веслом... рраз! ..денежки себе, его - в море... тебя-то..." За деньги Гаврила мог "душу загубить на всю жизнь!", дело только в "корысти". Всё Гаврилино "счастье" строилось на деньгах, а если счастье зависит от чего-то материального, то это не настоящее счастье, это лишь то, что принято называть счастьем. Поэтому между ними произошла ссора: Челкаш не выдержал такого издевательства над его (Челкаша) мировоззрением. Челкаш отдал деньги Гавриле за работу: "Бери! бери! Не даром работал! Бери, не бойсь. Не стыдись, что человека чуть не убил! За таких людей, как я, никто не взыщет. Ещё скажут, как узнают. На бери!" Челкаш понял свою ошибку, понял - прощать Гаврилу не за что: "За что? Не за что! Сегодня ты меня, завтра я тебя...”
Гном. На лето я как обычно поехал к бабушке в деревню. Я очень соскучился по своим друзьям. За зиму все повзрослели и некоторых я даже не узнал. Но вот Колю не узнать было невозможно. Мы очень рады были видеть друг друга. Он мой самый лучший друг. И вот как то одним жарким, солнечным днем мы с Колей собрались идти в лес по ягоды. Лес мы знали и поэтому идти одни не боялись. Взяли туяски,воду и бутерброды и отправились в дорогу... Шли долго и наткнулись на поляну с "морем" земляники. Принялись собирать её, покидав свои припасы и вовсе забыв о них. Собирали ягоды мы с удовольствием и набрав по полному туеску земляники решили перекусить и отправиться в обратный путь. Отыскали свои рюкзаки, но не тут-то было. Еда куда-то исчезла,а след мятой травы вел к старому ветвистому дубу. Мы переглянулись с Колей и решили узнать куда же пропали наши бутерброды. Приблизившись к дереву мы услышали негромкое чавканье. Любопытство одолевало нас. Коля решил не медлить и выскочил из за дуба, наткнувшись на маленького человечка. Им оказался гном Антошка. Он сначало испугался, но мы сказала,что не сделаем ему ничего плохого и Антошка успокоился. Ему очень понравились наши бутерброды. Он следил за нами,учуяв запах еды с самого начала нашего похода. Оказалось, что жил Антошка неподалеку ,в заброшенном охотничьем домике на краю леса... Он оказался очень милым и дружелюбным гномом. Все лето мы с Колей бегали к нему в лес в гости и ни кому не говорили о нашем лесном друге.
Однажды мы со всей семьей пошли в поход. Я убежала в кустарник и спряталась там что бы меня ни кто не нашел. Меня все искали и искали , а я хихикала в кустарнике . Там я повернулась и заметила какой то звук побежала за этим звуком и убедилась, что по настаящему потерялась. Я чуть ли не заплакала и вдруг ко мне подошел гном. Он мне сказал. -замерзнешь идем дам тебе горячий чай. Я в его дом не поместилась и поэтому пила чай под елкой. Я рассказала ему что со мной произошло. Я так обрадовалась когда он сказал -Идем я знаю где твои родители! И так я выбралась и этой ситуации ГНОМУ!
Проблема духовной свободы человека - основная тема всех произведений Горького. Борьба человека с самим собой и с обществом, то есть духовный рост человека и отношение его с окружающими.
"...Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос..."
Перед тем, как очередной раз идти "на дело", находит себе Гаврилу, молодого парня - типичного крестьянина. Задача Гаврилы была проста - грести.
После "ходки" Челкаш отдал Гавриле гораздо больше, чем обещал. Но Гаврила попросил всю выручку и признался, что даже хотел убить Челкаша. Завязалась драка. Гаврила камнем разбил голову своему работодателю. Потом вернулся и попросил прощения. Челкаш ответил: "ничего". Они разошлись в разные стороны.
Композиция многих рассказов Горького подчинена одной цели: полностью раскрыть образ главного героя.
В рассказе "Челкаш" автор использует кольцевую композицию.
У Горького главный герой обычно "но голову выше людей, его окружающих, их общество ему чуждо". Сближение героя с обществом бесперспективно: общество отвергает героя в силу его (героя) исключительности.
Вот так и Челкаш - ворует не ради денег, а из-за самого процесса: украсть из-под носа охраны, да так, что бы пропажу обнаружили ещё не скоро. Для него воровать - это искусство, а не ремесло. Для Челкаша - это протест против общества и он от общества не зависит.
В Гавриле Челкаш увидел близкого себе по духу человека, но ошибся. Гаврила считает себя свободным, но вся его "свобода" - это "сам себе хозяин, пошел - куда хошь, делай - что хошь <...> Гуляй, знай, как хошь, бога только помни..." Гаврила мечтает о счастии, но и "счастье" его сводится к одному: осесть где-нибудь, купить дом и прочее. На всё "счастье" Гавриле нужны деньги. Ради них он готов даже убить. Челкаш угрожал Гавриле, но он ни за что бы не убил его. Гаврила сам признаётся: "...хвачу, я его - тебя - веслом... рраз! ..денежки себе, его - в море... тебя-то..."
За деньги Гаврила мог "душу загубить на всю жизнь!", дело только в "корысти". Всё Гаврилино "счастье" строилось на деньгах, а если счастье зависит от чего-то материального, то это не настоящее счастье, это лишь то, что принято называть счастьем.
Поэтому между ними произошла ссора: Челкаш не выдержал такого издевательства над его (Челкаша) мировоззрением.
Челкаш отдал деньги Гавриле за работу: "Бери! бери! Не даром работал! Бери, не бойсь. Не стыдись, что человека чуть не убил! За таких людей, как я, никто не взыщет. Ещё скажут, как узнают. На бери!"
Челкаш понял свою ошибку, понял - прощать Гаврилу не за что: "За что? Не за что! Сегодня ты меня, завтра я тебя...”