Этот год для нашей страны проходит под знаком одной знаменательной даты, которая близка очень многим русским людям. На 2014 год приходится 700-летие преподобного Сергия Радонежского - одного из самых почитаемых русских святых; и если бы мы знали о нем больше, то несомненно, почитали бы его повсеместно и больше всех остальных.
Дело в том, что преподобный Сергий сыграл удивительную роль в истории Руси - он в буквальном смысле не дал ей развалиться, исчезнуть с лица земли во времена монголо-татарских и прочих нашествий и междоусобной брани. В то время, как ни удивительно - когда из средств связи были одни кони - он стал известен не только на Руси, но и в других странах благодаря своей подвижнической жизни, и был человеком, которого почитали даже высокопоставленные князья. Он же помирил князей в самое страшное для Руси время и сподвиг их на защиту страны, благословив известного сегодня Дмитрия Донского (которого мы тоже теперь почитаем как святого) на решающую битву, в результате которой Русь устояла и сохранилась как государство.
В 16 лет он отправляет его с Савеличем в Белогорскую крепость, скорее больше похожую на деревушку, что бы тот «понюхал пороху» . В крепости Петруша влюбляется в Машу Миронову, что сыграло немаловажное значение в формировании его характера. Гринёв не просто влюбился, а был готов взять всю ответственность за любимую. Когда он попадает в осаду правительственных войск, он отправляет Машу к своим родителям. Когда его возлюбленная осталась сиротой, Петр рискнул своей жизнью и честью, которая для него важнее. Доказал он это при взятии Белогорской крепости, когда, отказался от присяги Пугачёву и любых компромиссов с ним, предпочитая смерть малейшему отступлению от велений долга и чести. Оказавшись в этой критической ситуации, Гринёв стремительно изменяется, вырастает духовно и нравственно. После встречи с Емельяном в Белогорской крепости Гринев становится более решительным и смелым. Петр все же молод, поэтому по легкомыслию не задумывается, как его поведение оценивается со стороны, когда они принимает Пугачева в освобождении Марьи Петровны. Ради своей любви он просит генерала дать ему пятьдесят солдат и разрешение освободить захваченную крепость. Получив отказ, молодой человек не впадает в отчаяние, а решительно отправляется в пугачевское логово.
Ян Криштоф Залуский — главный герой. Калека, у которого от рождения нет рук; у него большая голова, бледное лицо «с подвижными острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами» . «Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды» . Ноги «длинные и тонкие» , с их помощью «феномен» , как его называет сопровождающий, «долгоусый» субъект, снимает с головы картуз, расчесывает гребенкой бороду, крестится и, наконец, пишет на белом листке «ровную красивую строчку» : «Человек создан для счастья, как птица для полета» . Эта фраза действительно стала, как её и называет Залуский, афоризмом, причем особенно расхожим в советское время. Но это, подчеркивал Залуский, не только афоризм, но и «парадокс» . «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него» , — говорит он позднее. Короленко, не раз показывавший болезни и человеческие увечья (вплоть до повести «Без языка» , где положение человека в чужой стране придает понятию немоты философское звучание) , подчеркивает парадокс Залуского не только для более острого изображения взаимоотношений между людьми (растерянное высокомерие доктора Дударова и достоинство Залуского) и не из педагогических целей, но ради утверждения центральной идеи всего своего творчества: «Жизнь… кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого — добро и счастье. Общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление» . Именно врожденное несчастье Залуского помогло ему выразить эту свою заветную мысль с особой убедительностью.
Дело в том, что преподобный Сергий сыграл удивительную роль в истории Руси - он в буквальном смысле не дал ей развалиться, исчезнуть с лица земли во времена монголо-татарских и прочих нашествий и междоусобной брани. В то время, как ни удивительно - когда из средств связи были одни кони - он стал известен не только на Руси, но и в других странах благодаря своей подвижнической жизни, и был человеком, которого почитали даже высокопоставленные князья. Он же помирил князей в самое страшное для Руси время и сподвиг их на защиту страны, благословив известного сегодня Дмитрия Донского (которого мы тоже теперь почитаем как святого) на решающую битву, в результате которой Русь устояла и сохранилась как государство.