В небольшой уездный городок приезжает молодой человек – Иван Александрович Хлестаков – и поселяется в гостинице. Местные начальники уверены, что это столичный ревизор. По слухам, он должен был нагрянуть к ним инкогнито, чтобы раскрыть все правонарушения. Чиновников очень пугает предстоящая проверка, которая может закончиться разжалованием или тюрьмой
Городничий идет знакомиться с приехавшим Хлестаковым, и приглашает его погостить в своем доме, полагая, что он и есть ревизор. Он организует прием в честь дорогого гостя, куда приглашает всех крупных чиновников. За столом каждый из них пытается выгородить себя в лучшем свете, хвастая своими достижениями в благоустройстве города. Поначалу Хлестаков не понимает повышенного внимания к своей персоне. Но затем быстро входит в образ, и оборачивает сложившуюся ситуацию в свою пользу. Он занимает деньги у чиновников, живет в свое удовольствие, и даже обещает жениться на дочери городничего. Все рады, что к ним приехал такой «понимающий» ревизор.
Слуга предлагает Хлестакову немедленно покинуть город, пока дело не зашло слишком далеко. Хлестаков описывает свои приключения другу-журналисту в Петербурге, но его письмо перехватывает почтмейстер. Так чиновники понимают, что оказались в дураках. А тем временем в город приезжает настоящий ревизор.
Для начала, стоит заметить, что Достоевский написал «Преступление и наказание», когда Ницше был студентом. Ницше читал Достоевского, Достоевский о Ницше не имел ни малейшего представления. Почему то многие считают наоборот. Сравнивать их проблематично, потому что Ницше значительно глубже Раскольникова.
У Раскольникова есть представления о великой цели, справедливости, счастье большинства - о чем-то, что оправдывает преступление. Эти представления им взяты извне, из общества, в котором он живет.
Ницше же смотрит дальше - для него сама мораль - великая цель, результат волевого утверждения. Ницшеанский сверхчеловек отличается от обычного тем, что сам утверждает свои ценности, не ищет для них другой опоры вне себя, потому что все, что вне себя - подведет, позволит расслабить волю. Он не испытывает угрызений совести не потому, что у него есть оправдание - ему не нужны оправдания. Он не испытывает угрызений совести, потому что слился со своими ценностями и в принципе не преступает их. Его бытие тождественно его мышлению. Он больше не нуждается ни в каком внешнем контроле. Больше не измышляет никаких ложных «объективных истин». Раскольников для Ницше не последователь и даже не предтеча - он симптом поразившей общество болезни, той болезни, для которой ницшеанство видится им, как лекарство - навязанных извне ценностей, верить в которые больше нельзя, следовать им больше нельзя, их можно только заменить на найденные в себе. Раскольников же в себе ничего не искал, он статеек начитался и пошел людей убивать. Это и есть «смерть бога» - некогда категоричный запрет для Раскольникова превращается в «но если очень надо, то можно». Следующая ступень - окончательный нигилизм, просто «можно», без условий. А Ницше вовсе не нигилист и не имморалист, сверхчеловек переоценивает ценности внутренней мерой, а не отменяет их.
Объяснение:
Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века. В эпоху мрачной реакции Лермонтов выражал протест против политического и общественного гнёта, звал к действию, к борьбе, раскрывал трагическое положение в крепостническо-самодержавном государстве мыслящих передовых людей, указывал, что находится только в народе» (Добролюбов). Своим художественным творчеством Лермонтов продолжал дело декабристов в новых исторических условиях, подготовляя путь, которым в 60-е годы шли революционные демократы, деятели второго этапа освободительного движения в России. Вожди этого движения Чернышевский и Добролюбов, горячо любившие поэзию Лермонтова, указывали на его большую роль в истории развития русской литературы и общественной мысли.
Крупнейшие русские поэты и прозаики той или иной стороной своего творчества обязаны Лермонтову. Отличительная особенность лирики Лермонтова — слияние в ней общественно-политических мотивов с мотивами личными — воспринята была Некрасовым.
Своим романом «Герой нашего времени» Лермонтов пролагал дорогу романам Тургенева и Л. Толстого. Чехов учился у автора «Тамани» мастерству короткого рассказа, точности, простоте и краткости построения фразы.
Влияние Лермонтова не ограничилось рамками русской литературы. У него учились выдающиеся поэты Армении (Шах-Азиз, О. Туманян, А. Исаакян), Грузии (Н. Бараташвили, А. Церетели, И. Чавчавадзе), Осетии (К. Хетагуров) и других народов.
Великий украинский поэт Т. Г. Шевченко прекрасно знал и любил произведения Лермонтова. Иван Франко, Леся Украинка и многие современные поэты Советской Украины называли и называют Лермонтова одним из своих учителей.
В наши дни Лермонтов — один из любимейших поэтов всех народов Советского Союза.