Какому отношению к природе можно поучиться у наших далёких предков Читая о том, как жили люди столетия и даже тысячелетия назад, нельзя не заметить, что все они очень бережно относились к природе. Неудивительно: ведь наши предки были гораздо ближе к природе, чем мы теперь. Они ощущали себя частью природы, поэтому понимали: губить природу - это рубить сук, на котором сидишь. Ведь если выловить всю рыбу в реке или озере, то на следующий год ее не станет, и будешь голодать. Если выбить всю дичь в лесу, будет то же самое. Не затушил в лесу костер - сгорел лес, неоткуда брать грибы и ягоды, негде охотиться. Вроде бы это все само собой разумеется, но как иногда не хватает современным людям подобного отношения к природе! Нам в самом деле есть чему поучиться у наших далеких предков.
Онегин решает обосноваться в деревне и провести здесь некоторые преобразования: например, заменяет крестьянам барщину легким оброком. С ближайшими соседями отношений не поддерживает. Но вскоре в свою деревню приезжает помещик Владимир Ленский, романтик и неисправимый идеалист:
"Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт".
В семье соседей Лариных Ленский принят как жених дочери Ольги. Вскоре Онегин и Ленский становятся друзьями:
"Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом, И скоро стали неразлучны."
Ленский рассказывает Онегину о своей любви к Ольге Лариной. Автор описывает помещичий быт и жизнь семьи Лариных, дает портреты обеих сестер. Ольга была:
"Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила, Глаза как небо голубые; Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан Все в Ольге... Но любой роман Возьмите и найдете, верно, Ее портрет..."
Старшая сестра "звалась Татьяной":
"Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой".
Оканчивается глава лирическим размышлением о смене поколений.
Г-жа Простакова, Стародум, Правдин, Митрофан, Софья, Еремеевна.
Г-жа Простакова (Правдину). Батюшка, не погуби ты меня, что тебе прибыли? Не возможно ль как-нибудь указ поотменить? Все ли указы исполняются?
Правдин. Я от должности никак не отступлю.
Г-жа Простакова. Дай мне сроку хотя на три дни. (В сторону.) Я дала бы себя знать...
Правдин. Ни на три часа.
Стародум. Да, друг мой! Она и в три часа напроказить может столько, что веком не пособишь.
Г-жа Простакова. Да как вам, батюшка, самому входить в мелочи?
Правдин. Это мое дело. Чужое возвращено будет хозяевам, а...
Г-жа Простакова. А с долгами-то разделаться?.. Недоплачено учителям...
Правдин. Учителям? (Еремеевне.) Здесь ли они? Введи их сюда.
Еремеевна. Чай, что прибрели. А немца-то, мой батюшка?..
Правдин. Всех позови.
Еремеевна отходит.
Правдин. Не заботься ни о чем, сударыня, я всех удовольствую.
Стародум (видя в тоске г-жу Простакову).
Сударыня! Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно.
Г-жа Простакова. Благодарна за милость! Куда я гожусь, когда в моем доме моим же рукам и воли нет!