В судьбе контрабандистов Печорин сыграл плохую роль: Печорин сказал, что донесет на них, и девушка- ундина была вынуждена уехать вместе с малоизвестным Янко, оставив слепого мальчика, и старую мать на попечение судьбы ...
Странная книга. странная. самая странная из всей трилогии. вообще, каждая книга "стального волоска" перешагивает в определенный этап времени и технического развития. "бриг "артемида"" - это прошлое, царская россия и парусные корабли, "гваделорка" - это настоящее, медленно отходящее вдаль, с мобильниками-кирпичами и детством без видеоигр, а "бабочка на штанге" - это медленно набирающее обороты будущее. с проблемами разбегающихся галактик и кафе-перекрестками миров. настоящая подростковая фантастика. и вот не знаю, почему, но из всех трёх именно "бабочка на штанге" нравится мне менее всего. что-то в ней неестественное. когда в "ковре-самолёте" олежка представляет, что ковёр взлетит, - и он взлетает, - я верю. когда мальчик в книге "лётчик для особых поручений" в поисках клипера проходит сквозь параллельные миры, - я верю. когда "рыцарь гордого оленя" попадает на таинственный остров и знакомится с синим фламинго, - я верю. когда появляется привычный правильный мир, где мальчишка в летнем костюмчике никогда не скажет сестре, что она приемная, никогда не пойдет на урок религии по чьему-то велению и читает мичио накамуру, - я ещё верю. но когда клим и чибис в кафе, где официант - мальчишка-робот с душой, самолёт компьютером с искуственным разумом и вполне реальным вредным характером, а часы начинают играть от искренней улыбки, и эту мелодию начинают повторять все вокруг, даже мобильные телефоны - я не могу поверить. что-то мешает. то ли взрослая (хотя какое там взрослая) рациональность мешает, то ли это оттого, что сами мальчики меня немного бесит. бесит невыразительный, хоть и умный, сообразительный и честный клим, и бесит манерный и обидчивый чибис. всё же есть разница между ранним и поздним крапивиным, как ни отрицай. позднее творчество писателя потеряло что-то важное. в нём есть всё: мальчишеская душа, открытость, доброта, волшебные решения, отголоски прошлого и двери в другие пространства. но герои в нём в три раза взрослее самих себя, и с тоской в глазах пытаются решить недетские проблемы, задаваясь недетскими вопросами о недетской философии вселенной. волшебство в таких книгах вызывает неуместный резонанс, когда смотришь в книгу и полное несоответствие. и понимаешь, что мудрый владислав петрович, на самом деле, просто в ужасе от эволюции нашего мира. и этот ужас передается его героям. а герои его тебе. и ты, взрослый, переживший два десятилетия и с опаской разменявший третье, с отчаянием хватаешься за голову, ощущая болезненный шепот души: оглянись вокруг. оглянись! и ты жмуришься, потому что хочешь этого меньше всего на свете. оглянуться вокруг и понять, что вокруг хаос. такие книги, на самом деле, хороши для детей. для подростков. они заставляют их думать. думать и понимать. но в этот раз что-то задело меня. укололо. не ожидала я от сказки такого предательства. тем не менее, не могу поставить книге низкую оценку. рука не поднимается. надо прочитать что-нибудь более раннее.
Жили были дед и баба, да собачка Белка. Но Белка была непростая, а волшебная, она дедушке дрова колоть, в лес за грибами ходить, печку топить, да рыбку ловить. А бабушке по дому убирать, постель застилать, обеды варить, да носочки вязать. Только вот это был маленький секрет, что собака-то волшебная, ведь в деревне ни у кого такой нет. Однажды маленький мальчик увидел, что дед с собакой разговаривает, да и доложил своим родителям, что существует такое чудо. Но родители не поверили, тогда мальчик решил украсть Белку. Наступила ночь, луна поднялась высоко в небо и озарила неярким светом тот самый домик, в котором и жила волшебная собака. Ночь была странная, как будто предвещала беду: собаки выли, дождь полил, гром да гроза нагрянули. Но мальчику это не помешало, когда вся деревня уснула, он вбежал в дом, схватил Белку и скрылся. На утро дед увидел, что их любимая Белка пропала, пошёл на поиски, не сказав бабке, чтоб та не волновалась. Вошёл он в лес и слышит, что кто-то скулит так жалобно. Пришёл, а там его любимица-Белочка. Бежит он навстречу к ней, а собака назад пятится. Вдруг выбежал мальчик и говорит старику: "Вот принесёшь мне ковёр-самолёт, тогда я верну тебе твою Белку!" Что ж делать-то, пошёл дед искать тот самый ковер-самолет. Нашел он его, но ради этого своим голосом поплатился. Но мальчишке этого мало, он еще хочет и говорит деду, чтобы тот ему шапку-невидимку принес. Ну что ж, пошёл старик. Нашёл он шапку, только вот без волос вернулся. А мальчик видит, что старик уродливым становится, так и говорит ему: Ох, дед, принеси-ка мне полочку, да непростую, а волшебную!" Дед опустил голову, да пошёл искать палочку, но никак найти не может. Уж где только не искал, тогда взял он обыкновенную палочку, почистил, покрасил, да и принес мальчику. А мальчик сидит довольный такой, а что, шапка-невидимка есть-теперь и с уроков незаметно сбегать можно, ковер-самолёт есть-так в любую точку мира отправится можно, а палочкой чего только наколдовать нельзя! Отпустил мальчик собаку и убежал далеко-далеко. Белка была рада, что хозяин ее и вернула ему и голос его человеческий, да и волосы его седые. А все волшебные предметы, которые дед приносил мальчику, поменяла на обыкновенные бытовые вещи, забрав всю магию и волшебство. А мальчик тем временем на уроке сидел, надел он шапку, думая, что его никто не видит, решил с урока сбежать, но увы, учительница его заметила и тогда вызвали его к директору. И отчислили парнишку из школы. Раз уж такое дело, решил он в другой город улететь, сел на ковер и думает, что сейчас он улетит, да и забудут его навсегда. Но увы, ковер оказался самым, что ни на есть обыкновенным. А палочка превратилась в обыкновенную собачью кость. Тогда мальчик понял, что обманул его дед, но что поделаешь, сам виноват. Вот так вот, жадным будешь, всего лишишься!
Печорин сказал, что донесет на них, и девушка- ундина была вынуждена уехать вместе с малоизвестным Янко, оставив слепого мальчика, и старую мать на попечение судьбы ...