Комедия "Недоросль" была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения - "говорящие" фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что означает "являющий свою мать".
Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого "... ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!.."
Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: "... имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена..." Они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал, что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. "...Золотой болван - все болван..."
Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих?Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его:
- Поди ж дай позавтракать ребенку.
- Он уж и так пять булочек скушал.
- Так тебе жаль шестой, бестия?
Вот какое усердие! извольте смотреть.
"... Митрофанушка, коли ученьетак опасно для твоей головушки, так по мне перестань..."
Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана - он растет невеждой.
Учителя так же не могли дать достойного образования Митрофану, ведь они были такими же недоучкми. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться, а ему и не интересен этот процесс. Если что-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. "... Не хочу учиться, хочу жениться..."
Этим учителям госпожа Простакова предпочитает бывшего немецкого кучера Вральмана, который не утомляет ее сыночка, и если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка.
В итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством.
"... Вот злонравия достойные плоды!" Эта реплика Стародума говрит о том, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимому результату. В финале Митрофан является образцом бессердечия.
Я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. Именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия "Недоросль". Она раскроет последствия недостойного воспитания, данного главному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и их родителей.
в любое время всегда остается важной тема – проблема воспитания в семьях. именно эту тему, как одну из самых важных, развил в своем произведении фонвизин. комедия «недоросль» показывает насколько важно уметь воспитывать человека с самого детства правильно.
так как комедия написана в восемнадцатом веке, то эта комедия отлично показывает идеал помещика. тогда людей воспитывали грубо и жестоко. и именно родители скотинина и простаковой, которые являются главными героями комедии «недоросль», воспитали детей именно такими – жестокими, злыми, завистливыми, а также – просто жадными.
также, кроме этих качеств, в жизни этих людей еще существует ненависть к простому люду – они, помещики, относятся к ним как к рабам. а потому их отношение – просто жестокость по отношению к несчастным людям, которым ни в чем не виноваты. именно это часто подчеркивает автор в произведении. так как такое злое и жестокое обращение к простому люду помещиков, показывает, что и дети их будут такими, и даже внуки, если время не измениться.
фонвизин затрагивает не зря тему воспитания в своей комедии. так как именно эта семья, где их имена свидетельствуют о них лучше, чем их положение – скотинин и простакова, учит своего сына не правильно, если вообще учат чему-либо. отец и мать – сами слишком недалекие и глупые, а также невежественные, что не могут сделать из своего сына настоящим дворянином. мать пытается найти благородного и умного учителя, но вместо этого находит мошенников, а отец пытается слыть богачом через силу. хоть у него и есть средства, все равно – они слишком просты, чтобы быть настоящими дворянами. фонвизин часто в произведении насмехается над этими глупцами, которые сами не знают, чего хотят.
Наступила первая послевоенная весна. Автору рассказа в эту пору бездорожья нужно было попасть в станцию Букановская. Он решил сделать перерыв и отдохнуть. Его внимание привлекли мужчина с мальчиком. Они разговорились, пока ждали лодку. Так мужчина рассказал ему о своей судьбе. Его звали Андрей Соколов.
До войны несладко пришлось Андрею. Ещё молодым парнишкой работал на кулаков. Мать, отец и сестра Андрея умерли с голоду. Он остался совсем один. Вернулся на родину только через год, продал родительский дом и женился на сироте Ирине. Хорошая попалась супруга Андрею. Ирина любила и уважала мужа. Появились дети: вначале сынишка Анатолий, а затем дочки Олюшка и Настенька. Жили в достатке, дом свой построили.
Война нагрянула неожиданно. Андрею Соколову пришла повестка, и он уходит на фронт. Плохое предчувствие терзало Ирину: будто в последний раз она видится с мужем.
Случилась беда – фашисты подорвали грузовик. Когда чудом выживший Андрей очнулся, то увидел перевёрнутый грузовик и подорванные боеприпасы. А бой уже шёл где-то позади. Тут Андрей понял, что попал прямо в окружение к немцам. Так оказался Соколов в плену вместе с однополчанами.
Пленников загнали в местную церквушку переночевать. Среди арестованных оказался военный врач, который спрашивал каждого солдата о наличии ранений. Соколова очень беспокоила рука, вывихнутая во время случившегося взрыва, когда его выбросило из грузовика. Доктор вправил Андрею конечность, за что солдат был ему очень благодарен.
Когда арестованных пригнали в лагерь, Соколов начал думать, как ему вырваться к своим. Однажды представился пленному такой случай, удалось убежать и оторваться от лагеря на сорок километров. Но по следам Андрея шли собаки, и в скором времени его поймали. Натравленные собаки порвали на нём всю одежду и искусали в кровь. Поместили Соколова в карцер на месяц. После карцера последовали два года тяжких работ, голода, издевательств.
Прежде чем вывести солдата Соколова на расстрел, комендант Мюллер предложил ему выпить и закусить за победу немцев. Андрей отказался от такого предложения. Фашисты решили не убивать его, потому что он показал себя как настоящий, верный своей родине солдат. Его отпустили в лагерь, а за проявленную смелость дали буханку хлеба и кусок сала.
Андрей попадает работать на шахты в Рурскую область. Шёл 1944 год, Германия стала сдавать свои позиции. Мысль о побеге не оставляет пленного Андрея. На этот раз удалось храброму солдату бежать и добраться к своим.
Отправили Соколова для начала в госпиталь, откуда он сразу написал письмо жене. Пришёл ответ от соседа: жена и дочки Андрея погибли ещё в 1942-м. Немцы подорвали дом, где они жили. Осталась от их избы лишь глубокая яма. Выжил только старший сын, Анатолий, который после гибели родных попросился на фронт. Анатолий стал командиром дивизии и получил множество наград. Гордость переполняла Андрея за сына. Но недолгой была его радость: Соколову сообщают, что командира батареи подстрелил немецкий снайпер 9 мая 1945, в День Победы. Проводил отец Анатолия в последний путь, похоронив сына на немецкой земле.
Соколова демобилизовали, но возвращаться в Воронеж он не захотел. Однажды Соколов приметил беспризорного мальчишку лет пяти-шести. Андрей узнал, что беспризорника звали Ванюшка. Ребёнок остался без родителей: мать погибла во время бомбёжки, а отца убили на фронте. Андрей решил усыновить ребёнка.
Тут показалась лодка. На этом и закончилась история Андрея Соколова. Он попрощался с автором, и они двинулись к лодке. С грустью рассказчик смотрел вслед этим двум близким, осиротевшим людям. Ему хотелось верить в лучшее, в лучшую дальнейшую судьбу этих чужих ему людей, ставших для него за пару часов близкими.