Внешность Ассоль в 5 лет: "...Ассоль было уже пять лет, и отец начинал все мягче и мягче улыбаться, посматривая на ее нервное, доброе личико..."
Внешность Ассоль в 10-13 лет: "...Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой..."
Внешность Ассоль в 17-20 лет (когда она встречает Грэя): "...девушки в косынке, в платье с розовыми цветочками, темнорусой и невысокой, в возрасте от семнадцати до двадцати лет..." "...у шеи расстегнулась пуговица, открыв белую ямку; раскинувшаяся юбка обнажала колени; ресницы спали на щеке, в тени нежного, выпуклого виска, полузакрытого темной прядью..." "...спали темные волосы, спало платье и складки платья..." "...Удивительные черты ее лица, напоминающие тайну неизгладимо волнующих, хотя простых слов..." "...тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый белый муслин с розовыми цветочками. На ее плечах лежала серая шелковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Ее неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место в множестве женских обликов, но их совокупность, стиль – был совершенно оригинален, – оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное неподвластно словам, кроме слова «очарование».." "...маленькие руки работали прилежно и ловко..." "...заткнув мохнатые отцовские уши своими маленькими тоненькими пальцами..." "...Взяв старенькую, но на ее голове всегда юную шелковую косынку, она прихватила ее рукою под подбородком, заперла дверь..."
Ассоль - очаровательная, хорошенькая девушка: "...Остальное неподвластно словам, кроме слова «очарование».." "...сказал Грэй. – Посмотри-ка на нее. Что, хороша? – Дивное художественное полотно! – шепотом закричал матрос..."
Личность и характер Ассоль в повести-феерии "Алые паруса"
Ассоль с детства привыкла к одиночеству. У нее не было подруг: "...Девочка росла без подруг..." Ассоль живет скучной и одинокой жизнью вдвоем с отцом: "...девушка припоминала свою жизнь. Там было много скуки и простоты. Одиночество вдвоем, случалось, безмерно тяготило ее, но в ней образовалась уже та складка внутренней робости, та страдальческая морщинка, с которой не внести и не получить оживления..." Ассоль - милая девушка: " ...Ты милая, – просто сказал он и, потрепав девушку по щеке, пошел на берег посмотреть лодку..." Ассоль - девушка с глубокой душой: "...глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ..." Ассоль - особенная девушка. Она не похожа на местных женщин: "...Как женщина, она была непопулярна в Каперне, однако многие подозревали, хотя дико и смутно, что ей дано больше прочих – лишь на другом языке. Капернцы обожали плотных, тяжелых женщин с масляной кожей толстых икр и могучих рук; здесь ухаживали, ляпая по спине ладонью и толкаясь, как на базаре..." Окружающие посмеиваются над Ассоль и считают ее сумасшедшей: "...Над ней посмеивались, говоря: – «Она тронутая, не в себе»; она привыкла и к этой боли; девушке случалось даже переносить оскорбления, после чего ее грудь ныла, как от удара..." Ассоль считают причудливой девушкой: "...Она говорит, как большая, но причудливый ее разговор. Прислушиваешься – как будто все то же самое, что мы с вами сказали бы, а у нее то же, да не совсем так..." Ассоль смотрит на окружающий мир как на тайну. Она ищет в простых вещах глубокий смысл: "...все, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности..." "...сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка <...> все просто понятное было чуждо ее душе..." Ассоль - хозяйственная девушка. Она убирает, шьет и т.д.: "...вымыв посуду, пересмотрела в шкалу остатки провизии <...> Затем она вымыла пол и села строчить оборку к переделанной из старья юбке..." "...засмеялась и села, начав шить..." Ассоль - образованная девушка. Отец сам научил ее читать и писать: "...Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил ее читать и писать..." Грей - смелый, решительный, романтичный. Ассоль - доверчивая, наивная, верит в чудеса. Жители - насмешливые, циничные. Грей научил жителей тому,что чудеса нужно делать своими руками, и не ждать пока чудо появится само!
Интерес Гоголя к исторической тематике (из жизни эпохи европейского Средневековья автор имел уже незаконченную драму “Альфред”) в повести “Тарас Бульба” (1835) - это уже не мифологизация что было приоритетным явлением не только в фольклорных произведениях, но преимущественно и в литературе пор романтизма. Собственно историзм “Тараса Бульбы” лишь в героико-пафосном воспроизведении в восприятии того романтизма, который не мифологизировал трагическое не противопоставлял правду художественную правде исторической, приближаясь к реалистическому осмыслению действительности: миф как эстетичная категория уступал типизации - как образов, так и обстоятельств.
Главный персонаж повести Тарас Бульба (эта фигура воплощает в себе лучшие черты бескомпромиссных народных предводителей национально-освободттельных соревнований первой половины XVII ст. - Тараса Трясила, Остряницы,Павлюка и т.п.) - не просто национальный герой, а представитель народного бытия в соответствующую эпоху с определенной социально-политической и духовной ориентацией. Историческая повесть Гоголя, несмотря на краткую сконденсованость событий, четкую определенность магистральной сюжетной линии, эпопейного произведения, прежде всего за масштабностью художественного осмысления человеческих судеб или конкретной личности на фоне столкновенья индивидуального и общенародного, идейно-миротворческих и духовно-этичных конфликтов в выборе веры и общественно-моральных основ.
Проблема чувства и обязанности неоднозначная в решении с точки зрения разных моральных и гражданских императивов на протяжении многих эпох (она в фольклоре, философских, религиозных трактатах, в творчестве мировых классиков: В.Гюго, М.Лермонтова, Т.Шевченко, Г.Старицкого, Ф.Достоевского, литературе революционной и постреволюционной - Ю.Яновський, Б.Лавренев, Г.Кулиш, И.Днепровский и т.п.). В “Тарасе Бульбе” Гоголя решается однозначно и бескомпромиссно: мир, где властвует дух лукавого, мир унии и отступничества от пракореньев веры несет духовно-моральное опустошение и разрушение русским людям. (”Русский” у писателя - это собственное русский, которое ассоциируется в сознании автора, персонажей, читателей со словом “православный”: ключевая причина национально-освободительного движения - это оборона веры и социальной справедливости), и потому предательство даже у имени высочайших проявлений человеческих чувств имеет наказываться. Карающая десница отца относительно сына отступника в “Тарасе Бульбе” - это осознание карающей десницы Божьего Суда над топтанием веры и высочайшей правды у имени эгоцентризма, себялюбия, корыстных интересов.
Вся церемония приема на Сечи сводилась, прежде всего, к принадлежности к вере, к осознанной защите православной веры как духовной опоры, без которой не возможное существование наций (сегодняшней безыдейной и безыдеологической демократии, замешанной на самом деле на чужих, псевдодуховных концепциях, стоит об этом бы знать), народу, семьи.
* “- Здравствуй! Что, во Христа веруешь? * -Верую! - отвечал прихожанин. * -И в Троицу святую веруешь? * -Верую! * -И в церковь ходишь? Хожу! * -А ну перекрестись! Пришедший крестился. * -Ну, хорошо, - отвечал кошевой.
* - ступай же в курень.
Этим оканчивалась вся церемония. И вся Сечь молилась в одной церкви и готовая была защищать ее до последней капли крови…”. Характерно, что понятие “русский” и “православный” у Гоголя являются тождественными (слово “украинец” не употреблялось даже позднее в творчестве Т.Шевченка), а казацкая Украина ассоциировалась с краем, который был оплотом веры и свободы, самые же запорожцы нигде и ни в коем случае не противостоят Московской Движении - они борются с ляхами, турками, татарами как извечными поработителями (сегодняшнее старание вносить коррективы в историю, собственный насиловать ее, срабатывает не просто против классиков - Гоголя или Шевченко, - а против самого народа как главного носителя исторической памяти).
Само же православие, за Гоголем, является верой, которая сплачивает и солидарничает, есть своего рода альтернативой индивидуализму, корыстолюбию, эгоцентризма и тем самым противостоит чужим (прежде всего западным) русской душе ценностям.
Слова полковника Тараса о братстве и солидаризме запорожского воинства. “Хочется, мнет вам сказать, господа, что такое есть наше товарищество… Бывали и во вторых землях товарищи, но таких, как на Русской земли, не было таких товарищей…” Выражают не только гордость за те извечные моральные основы, на которые держатся любовь, семья, род, Отчизна, но и боль за будущее, поскольку людности христианской прививаются инородные ценности, поклонение мамону, корыстолюбие, разврат, который в первую очередь будет оказывать содействие порабощению человеческих душ и семьи вообще: “Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стога, скирды да конные табуны их, да были бы цели в погребах запечатанные меды их.
"...Ассоль было уже пять лет, и отец начинал все мягче и мягче улыбаться, посматривая на ее нервное, доброе личико..."
Внешность Ассоль в 10-13 лет:
"...Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой..."
Внешность Ассоль в 17-20 лет (когда она встречает Грэя):
"...девушки в косынке, в платье с розовыми цветочками, темнорусой и невысокой, в возрасте от семнадцати до двадцати лет..."
"...у шеи расстегнулась пуговица, открыв белую ямку; раскинувшаяся юбка обнажала колени; ресницы спали на щеке, в тени нежного, выпуклого виска, полузакрытого темной прядью..."
"...спали темные волосы, спало платье и складки платья..."
"...Удивительные черты ее лица, напоминающие тайну неизгладимо волнующих, хотя простых слов..."
"...тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый белый муслин с розовыми цветочками. На ее плечах лежала серая шелковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Ее неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место в множестве женских обликов, но их совокупность, стиль – был совершенно оригинален, – оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное неподвластно словам, кроме слова «очарование».."
"...маленькие руки работали прилежно и ловко..."
"...заткнув мохнатые отцовские уши своими маленькими тоненькими пальцами..."
"...Взяв старенькую, но на ее голове всегда юную шелковую косынку, она прихватила ее рукою под подбородком, заперла дверь..."
Ассоль - очаровательная, хорошенькая девушка:
"...Остальное неподвластно словам, кроме слова «очарование».."
"...сказал Грэй. – Посмотри-ка на нее. Что, хороша?
– Дивное художественное полотно! – шепотом закричал матрос..."
Личность и характер Ассоль в повести-феерии "Алые паруса"
Ассоль с детства привыкла к одиночеству. У нее не было подруг:
"...Девочка росла без подруг..."
Ассоль живет скучной и одинокой жизнью вдвоем с отцом:
"...девушка припоминала свою жизнь. Там было много скуки и простоты. Одиночество вдвоем, случалось, безмерно тяготило ее, но в ней образовалась уже та складка внутренней робости, та страдальческая морщинка, с которой не внести и не получить оживления..."
Ассоль - милая девушка:
" ...Ты милая, – просто сказал он и, потрепав девушку по щеке, пошел на берег посмотреть лодку..."
Ассоль - девушка с глубокой душой:
"...глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ..."
Ассоль - особенная девушка. Она не похожа на местных женщин:
"...Как женщина, она была непопулярна в Каперне, однако многие подозревали, хотя дико и смутно, что ей дано больше прочих – лишь на другом языке. Капернцы обожали плотных, тяжелых женщин с масляной кожей толстых икр и могучих рук; здесь ухаживали, ляпая по спине ладонью и толкаясь, как на базаре..."
Окружающие посмеиваются над Ассоль и считают ее сумасшедшей:
"...Над ней посмеивались, говоря: – «Она тронутая, не в себе»; она привыкла и к этой боли; девушке случалось даже переносить оскорбления, после чего ее грудь ныла, как от удара..."
Ассоль считают причудливой девушкой:
"...Она говорит, как большая, но причудливый ее разговор. Прислушиваешься – как будто все то же самое, что мы с вами сказали бы, а у нее то же, да не совсем так..."
Ассоль смотрит на окружающий мир как на тайну. Она ищет в простых вещах глубокий смысл:
"...все, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности..."
"...сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка <...> все просто понятное было чуждо ее душе..."
Ассоль - хозяйственная девушка. Она убирает, шьет и т.д.:
"...вымыв посуду, пересмотрела в шкалу остатки провизии <...> Затем она вымыла пол и села строчить оборку к переделанной из старья юбке..."
"...засмеялась и села, начав шить..."
Ассоль - образованная девушка. Отец сам научил ее читать и писать:
"...Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил ее читать и писать..."
Грей - смелый, решительный, романтичный.
Ассоль - доверчивая, наивная, верит в чудеса.
Жители - насмешливые, циничные.
Грей научил жителей тому,что чудеса нужно делать своими руками, и не ждать пока чудо появится само!