Я чувствую, что наступила минута, когда мне следует навести порядок в системе моих доказательств. Считаю также необходимым еще раз попросить любезных Читателей не забывать, что я отнюдь не предлагаю им наслаждаться игрою моей фантазии - нет, я призываю разделить со мной радость строго научного разыскания строго научной истины.
До сих пор я лишь строил гипотезу - и, надеюсь, достаточно убедительно, - что Геракл привез Прометея с собою в Микены. Теперь же позвольте мне это доказать. Итак:
Первое доказательство - тот факт, что освобожденного Прометея обязали носить как символ обрушенной на него кары и одновременно подвластности Зевсу кольцо о камнем. Кольцо следовало выковать из звена его железной цепи, вставив камень - осколок той скалы, к которой он был прикован и который отскочил от нее вместе с вырванной цепью. Это и стало будто бы первым в истории человечества перстнем. Причем все это случилось будто бы еще на Кавказе.
Освободим миф от наносных элементов! Совершенно очевидно, что это был не первый перстень в истории человечества, - обнаружены перстни куда более раннего происхождения, изготовленные на многие тысячелетия раньше! Очевидно, что и Эсхил - на которого ссылаются также другие мифографы - поместил этот эпизод на Кавказ исключительно ради драматического единства. Такое формальное, казуистическое решение проблемы Зевса в корне противоречит характеру Геракла. Да и невозможно представить, чтобы там, в лесной чащобе, нашлось все необходимое для ювелирной работы. Вся эта история с кольцом характерна именно для микенского образа мыслей так что кольцо изготовлено в Микенах.
Второе, более существенное наше доказательство состоит в том, что, согласно единодушному свидетельству многих источников, Геракл, посланный за яблоками Гесперид, просил совета у Прометея и получил его. А именно: поскольку добыть яблоки может один лишь Атлант, Геракл должен вместо него подержать на своих плечах небо (ради самого короткого отдыха Атлант возьмется за все), но при этом смотреть в оба - не то старый хитрец навсегда оставить ему свою ношу. Ну, а как же мог бы Геракл обратиться с этим вопросом к Прометею, если бы оставил его-на Кавказе или отправил на все четыре стороны, не позаботился о нем? То есть если бы не привез его с собой - если бы Прометея не было сейчас в Микенах!
Этот эпизод подтверждает также и то, что мы правильно - в отличие от многих разработок - определили порядок совершения подвигов и время освобождения Прометея. Ведь большинство мифографов совершенно нелогично относят освобождение Прометея - как и много других самостоятельных рассказов Гераклова цикла - на период скитаний героя после того, как он добыл коров Гериона и яблоки Гесперид. Но, будь это так, как бы он мог испросить совета у Прометея? Пошел бы на Кавказ, разыскал Прометея, побеседовал с ним и - опять оставил там же, в цепях? Чтобы потом, годы спустя, вернуться и освободить его? Смехотворно! Нет, к тому времени Прометей был уже с ним, в Микенах - или в Тиринфе, или еще где-то в Арголиде, важно не это, важно, что он там был, что его связывала с Гераклом добрая дружба и они, разумеется, советовались, обсуждали новые задания вместе.
И, наконец, косвенное, правда, но зато вещественное доказательство: микенская культура почти не оставила нам предметов, сделанных из железа, железо, как мы знаем, еще чрезвычайно дорогой, редкий в Элладе металл - и вот в Тиринфе, городе Геракла, находят при раскопках железную арфу!.. Единственная в своем роде таинственная находка из той эпохи. Позднее мы еще к ней вернемся. Вновь хочу оговорить свое право на ошибки при воссоздании отдельных деталей. Знаю: опровергнуть мои описания частностей так же невозможно, как и подтвердить их документально, - и все-таки настаиваю на этом праве, объявляю о нем во всеуслышание, чтобы от того ярче воссиял свет правоты моей по существу.
Хотя уточнение места действия не связано непосредственно с существом моего изыскания, попробую все-таки тщательнее рассмотреть этот вопрос, успокоив тем свою совесть филолога
План: 1.Развалины 2.Я и мой отец 3.Я приобретаю новое знакомство 4.Среди"серых камней" 5.Является пан Тыбурций 6.Осень 7.Кукла
Подробный план: I. Развалины. (Экспозиция. ) 1. Смерть матери. 2. Княж-городок. 3. Замок на острове. 4. Изгнание жильцов из замка. 5. Новый приют изгнанников. 6. Тыбурций Драб. 7. Дети Тыбурция. II. Я и мой отец. (Экспозиция. ) 1. Жизнь Васи после смерти матери. 2. Отношение отца к сыну. 3. Двойное горе мальчика. «Ужас одиночества» . 4. Переживания отца. 5. Вася и его сестра Соня. 6. Вася исследует жизнь города. III. Я приобретаю новое знакомство. (Завязка. ) 1. Начало экскурсии. 2. Исследование часовни. 3. Бегство мальчишек. 4. Таинственный шепот. 5. Появление мальчика и девочки. 6. Первый разговор. 7. Знакомство. 8. Новые приятели провожают Васю домой. 9. Возвращение домой. Разговор с беглецом. IV. Знакомство продолжается. (Развитие действия. ) 1. Подарки для Валека и Сони. 2. Сравнение Маруси и Сони. 3. Попытка Васи устроить игру. 4. Разговор о сером камне. 5. Беседа Валека и Васи о Тыбурции и об отце Васи. 6. Новый взгляд на отца. V. Среди серых камней. (Развитие действия. ) 1. Встреча Васи с Валеком в городе. 2. Ожидание на кладбище. 3. Спуск в подземелье. Маруся. 4. Разговор с Валеком о воровстве и нищете. 5. Новые чувства Васи. VI. На сцену является пан Тыбурций. (Развитие действия. ) 1. Вася снова приходит в гости к друзьям. 2. Игра в жмурки. 3. Тыбурций ловит и расспрашивает Васю. 4. Тыбурций приказывает Васе молчать об увиденном. 5. Мясо на обед. 6. Встреча Васи с отцом в саду. Первая ложь. VII. Осенью. (Развитие действия. ) 1. Болезнь Маруси. 2. Приход старого Януша к отцу. 3. Размышления Тыбурция о судье и законе. VIII. Кукла. (Кульминация. Развязка. ) 1. Сонина кукла. 2. Маруся словно ожила. 3. Опасения и неприятности Васи. 4. Попытка забрать куклу у Маруси. 5. Приказ отца не отлучаться из дому. 6. Расспросы отца о кукле. 7. Появление Тыбурция. Возвращение куклы. 8. Примирение отца с сыном. 9. Деньги для Тыбурция. 10. Прощание с Марусей. Заключение. (Эпилог. ) 1. Исчезновение Тыбурция и Валека. 2. Марусина могилка.
Игра Атрея
Я чувствую, что наступила минута, когда мне следует навести порядок в системе моих доказательств. Считаю также необходимым еще раз попросить любезных Читателей не забывать, что я отнюдь не предлагаю им наслаждаться игрою моей фантазии - нет, я призываю разделить со мной радость строго научного разыскания строго научной истины.
До сих пор я лишь строил гипотезу - и, надеюсь, достаточно убедительно, - что Геракл привез Прометея с собою в Микены. Теперь же позвольте мне это доказать. Итак:
Первое доказательство - тот факт, что освобожденного Прометея обязали носить как символ обрушенной на него кары и одновременно подвластности Зевсу кольцо о камнем. Кольцо следовало выковать из звена его железной цепи, вставив камень - осколок той скалы, к которой он был прикован и который отскочил от нее вместе с вырванной цепью. Это и стало будто бы первым в истории человечества перстнем. Причем все это случилось будто бы еще на Кавказе.
Освободим миф от наносных элементов! Совершенно очевидно, что это был не первый перстень в истории человечества, - обнаружены перстни куда более раннего происхождения, изготовленные на многие тысячелетия раньше! Очевидно, что и Эсхил - на которого ссылаются также другие мифографы - поместил этот эпизод на Кавказ исключительно ради драматического единства. Такое формальное, казуистическое решение проблемы Зевса в корне противоречит характеру Геракла. Да и невозможно представить, чтобы там, в лесной чащобе, нашлось все необходимое для ювелирной работы. Вся эта история с кольцом характерна именно для микенского образа мыслей так что кольцо изготовлено в Микенах.
Второе, более существенное наше доказательство состоит в том, что, согласно единодушному свидетельству многих источников, Геракл, посланный за яблоками Гесперид, просил совета у Прометея и получил его. А именно: поскольку добыть яблоки может один лишь Атлант, Геракл должен вместо него подержать на своих плечах небо (ради самого короткого отдыха Атлант возьмется за все), но при этом смотреть в оба - не то старый хитрец навсегда оставить ему свою ношу. Ну, а как же мог бы Геракл обратиться с этим вопросом к Прометею, если бы оставил его-на Кавказе или отправил на все четыре стороны, не позаботился о нем? То есть если бы не привез его с собой - если бы Прометея не было сейчас в Микенах!
Этот эпизод подтверждает также и то, что мы правильно - в отличие от многих разработок - определили порядок совершения подвигов и время освобождения Прометея. Ведь большинство мифографов совершенно нелогично относят освобождение Прометея - как и много других самостоятельных рассказов Гераклова цикла - на период скитаний героя после того, как он добыл коров Гериона и яблоки Гесперид. Но, будь это так, как бы он мог испросить совета у Прометея? Пошел бы на Кавказ, разыскал Прометея, побеседовал с ним и - опять оставил там же, в цепях? Чтобы потом, годы спустя, вернуться и освободить его? Смехотворно! Нет, к тому времени Прометей был уже с ним, в Микенах - или в Тиринфе, или еще где-то в Арголиде, важно не это, важно, что он там был, что его связывала с Гераклом добрая дружба и они, разумеется, советовались, обсуждали новые задания вместе.
И, наконец, косвенное, правда, но зато вещественное доказательство: микенская культура почти не оставила нам предметов, сделанных из железа, железо, как мы знаем, еще чрезвычайно дорогой, редкий в Элладе металл - и вот в Тиринфе, городе Геракла, находят при раскопках железную арфу!.. Единственная в своем роде таинственная находка из той эпохи. Позднее мы еще к ней вернемся. Вновь хочу оговорить свое право на ошибки при воссоздании отдельных деталей. Знаю: опровергнуть мои описания частностей так же невозможно, как и подтвердить их документально, - и все-таки настаиваю на этом праве, объявляю о нем во всеуслышание, чтобы от того ярче воссиял свет правоты моей по существу.
Хотя уточнение места действия не связано непосредственно с существом моего изыскания, попробую все-таки тщательнее рассмотреть этот вопрос, успокоив тем свою совесть филолога