Главный герой сказки встречается с другими героями, сказочными существами, которые нуждаются в его и, несмотря на то, что оказание задерживает его, он не проявляет жесткого прагматизма и нуждающемуся. . Каждое доброе дело, сделанное от чистого сердца, обеспечивает герою поддержку новых друзей и Сказка учит: как ты относишься к миру, так и он к тебе. Интересно, что герой, сделав доброе дело, не всегда сразу получает ответную услугу. Это важный воспитательный момент: нужно делать добро другим, не ожидая отдачи. Иначе восторжествовал бы тип «менялы» — «ты — мне, я — тебе». В сказках часто приходит в тот момент, когда герой не может уже надеяться только на свои силы («вдруг, откуда ни возьмись, медведь — выломал он дуб, повалил его наземь»). Кроме того, добро может исходить и не от того персонажа, которому оказана услуга. В жизни человека неизбежно присутствует этап поиска своего места в жизни, осознания смысла своего существования, формирования мировоззрения. Персонажи сказки, как и реальные юноши и девушки, учатся принимать себя такими, какие они есть: с положительными и отрицательными характеристиками и чертами, с личностным потенциалом и ограничениями. Герой в сказке принимает не только себя, но и выпавший на его долю путь. В каких-то сказках этот путь ему указывают где-то он сам делает выбор и принимает за него ответственность, берет на себя ответственность.
Маша Миронова — главная героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Это застенчивая, скромная, с непримечательной внешностью девушка: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели». Гринев воспринял капитанскую дочку с предубеждением, так как Швабрин описал ее «совершенною дурочкою».
Однако постепенно между Петром Гриневым и капитанской дочкой возникает взаимная симпатия, переросшая в любовь. Маша внимательна к Гриневу, искренне волнуется за него, когда тот надумал драться на дуэли со Швабриным («Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причиненное всем моею ссорою с Швабриным»). Чувства героев друг к другу полностью обнаружились после тяжелого ранения, полученного Гриневым на дуэли. Маша не отходила от раненого, ухаживая за ним. Героине не свойственно жеманство, она просто говорит о своих чувствах («она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности...»).
К главам, в которых появляется Маша Миронова, автор в качестве эпиграфов подобрал отрывки из русских народных песен, пословиц: Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова.
Буде лучше меня найдешь, позабудешь. Если хуже меня найдешь, воспомянешь. Использование подобных эпиграфов, по содержанию своему отвечающих той или иной ситуации, служит одним из средств поэтизации образа Маши Мироновой, а также позволяет А. С. Пушкину подчеркнуть высокие духовные качества своей героини, ее близость к народу.
Маша — небогатая невеста: по словам Василисы Егоровны, из приданого у дочери — «частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить»; но она не ставит себе целью обеспечить свое материальное благополучие путем брака по расчету. Она отвергла предложение Швабрина о замужестве, потому что не любит его: «Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен... Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!».
Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека», созданный писателем в 1956 году, проникнут гуманистическими идеями человечности и милосердия. Главным героем произведения является простой шофер, а также солдат русской армии Андрей Соколов. Это человек с высокими нравственными идеалами, который, несмотря на все суровые жизненные испытания, сумел сохранить в себе душевную теплоту и к сочувствию, а также готовность всегда прийти на ближнему, если этого потребует ситуация. Судьбу Андрея Соколова без преувеличения можно назвать тяжелой, ведь мужчине пришлось не раз пережить смерть близких людей (сначала родителей и сестры, а затем жены и детей), а также пройти через все ужасы войны и немецкого плена. Но этот человек имел сильный характер и «несгибаемую волю», поэтому он никогда не падал духом и не позволял себе жаловаться на жизнь, так как считал, что настоящий мужчина может «все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Но, несмотря на свою внешнюю твердость, Андрей Соколов всегда умел тонко чувствовать других людей и сопереживать им. Мы видим, как его сердце буквально разрывается на части от жалости к жене, когда та никак не может заставить себя отпустить любимого мужа на фронт, прижимается к нему и плачет у него на плече. Тяжело герою смотреть и на своих сбившихся в кучку «осиротелых» детей, которые пытаются улыбаться ему, а «оно не выходит». Уже сам факт, что этот мужчина подмечать такие детали, многое говорит о его человечности. Будучи в плену, Андрей также проявляет щедрость и великодушие. Он честно делится со своими товарищами хлебом и салом, подаренным ему немцами в качестве награды за храбрость, так как понимает, что солдатам это необходимо, чтобы выжить. Вернувшись с войны, и похоронив последнего своего родного и близкого человека — сына Анатолия, Андрей Соколов, несмотря на то, что сердце его уже «закаменело от горя», все-таки не может остаться безучастным к страданиям маленького беспризорного мальчика Вани. Когда герой узнает, что родители ребенка погибли во время войны, в мужчине «закипает горючая слеза». Он понимает, что никогда не простит себя, если позволит Ване вот так одному пропадать на улице. Поэтому Андрей Соколов берет мальчика «к себе в дети» и тем самым и его, и себя самого. Решиться на такой смелый и благородный поступок лишь человек, сердце которого наполнено истинной любовью и состраданием к людям. Человек, который, даже познав все самые страшные душевные и физические муки, нашел в себе силы не замыкаться в своем горе, и начать жить если уже не ради себя, то ради других. В этом отношении образ Андрея Соколова очень важен для русской литературы, поскольку в нем отражены лучшие качества всего нашего народа. А это значит, что есть в нашей стране люди достойные и милосердные, которые являются образцами доброты и человечности, и на которых нам обязательно следует равняться.