Н.в.гоголь в повести «тарас бульба » рассказывает о борьбе украинского народа за независимость своего отечества. события происходят в вольной республике запорожская сечь. здесь воспитываются отважные, свободолюбивые и сильные духом казаки. главным героем является старый полковник запорожской сечи тарас бульба, который мужественно сражается в боях за справедливость и православную веру, не жалея сил и жизни. в таком духе тарас воспитывает своих сыновей андрия и остапа. часто он относится к ним довольно жестко и со всей суровостью, но за этим сокрыта глубокая родительская любовь и гордость за своих детей. тайком отец любуется остапом , представляя его в будущем хорошим полковником. в андрие он видит отважного воина запорожской сечи . бульба мечтает о том, как приедет на сеч со своими сыновьями и гордо скажет всем: «вот посмотрите, каких я молодцев к вам! » больше всего на свете тарас бульба ценит родство «по душе, а не по крови». и своими делами доказывает это. когда андрий, влюбившись в прекрасную полячку, изменяет казакам, он убивает своего младшего сына. но, когда наступает смертный час старшего сына остапа, тарас невероятными усилиями пробирается в варшаву на площадь, где происходит казнь. рискуя своей жизнью, он откликается на немощный крик умирающего сына, поддерживая его. тарас бульба – мудрый атаман. в жестокой битве он поднимает дух казакам, выкрикивая: «есть ли порох в пороховницах? » и в свой последний час в смертельном бою казаки стремятся увидеть своего старого полковника. умирая, тарас меньше всего думает об огне, « которым собираются его палить». все мысли заняты безопасностью его товарищей. последней командой он казаков об угрозе, и тем самым спасает им жизнь. в своей повести н.в.гоголь показывает, что такую мощь, такую преданность своим товарищам, такой дух, которым обладает тарас бульба, не способны уничтожить никакой огонь и никакая сила.
«Сказка о золотом петушке» - последняя из написанных А. С. Пушкиным сказок. Поэт написал её в 1834 году, в период глубоких раздумий над судьбой Отечества. Композиция сказки очень похожа на композицию «Легенды об арабском астрологе» В. Ирвинга, знакомство с которой подтолкнуло А. С. Пушкина на её создание. Главное действующее лицо сказки-царь Дадон - отказывается выполнить требование звездочёта, который подарил ему золотого петушка, и сам же погибает от этого подарка. В легенде Ирвинга правитель тоже отказывается выполнить требования астролога и подвергается жестокому наказанию. Но в нашей сказке Шамаханская царица создана заклинаниями скопца, а в легенде Ирвинга христианская невольница появляется в независимости от астролога. Сказка Пушкина написана в его неповторимом стиле: он неопределённо обозначает время и место действия, частое повторение слов в начале строк, возвращение к рассказу через какой-то промежуток времени («год, другой проходит…») . Золотой петушок появляется, чтобы царю и первое время исправно ему предотвратить нападения врагов. Он стережёт границы царства, и соседи не смеют воевать с Дадоном. Шамаханская царица появляется стараниями колдуна, играет роль приманки для царя и его сыновей, и как только скопец умирает, она исчезает, будто её и не было. Петушок в этой сказке играет роль палача. Он - как бомба замедленного действия, активированная в момент дарения его царю и взорвавшаяся, когда Дадон с шамаханской царицей въехал в город. Петушок - такое же творение колдуна, как и девица. На самом деле, он - не во благо царю, а во вред и исполняет последнюю волю скопца, убивая царя. Золотой петушок вначале расценивается как дорогой подарок, некое средство от беспокойства воинственных соседей. Но это создание из золота не принесло царю ничего хорошего, оправдывая пословицу: «Не всё золото, что блестит».
На веточках-серёжки.
Головой ветвистой девица качает
И весну встречает.