Книги — это источники информации, знаний, воспитания. Они окружают нас с самого рождения. Вначале это «малютки» со множеством цветных картинок, сказок, загадок, они ребенку мыслить, а потом произносить первые слова. Малыш растет, и взрослеют его книги. Мы узнаем, что на земном шаре есть леса, поля, равнины и горы, моря, реки и озера. Перед нашим взором проходят поэтические картины природы, будто слышим песнь ручейков, шум лесов и дубрав, звон косы в росистом лугу. Мы познаем мир: видим, как сменяются дни и ночи. Осень и зима, весна и лето. Узнаем, что такое тундра и тайга, какое поле самое большое; где живут животные, какие они; сколько звезд на небе; почему в космос летают на ракете; «чем пахнут ремесла» — книга дает нам ответы на тысячи «почему» . Книга — чудесный мир превращений, через который мы «видим» чужую боль, страдания, радость, счастье. Она не только дает нам знания, но и учит доброте и сердечности. Это единственный наш учитель, с которым мы не расстаемся всю жизнь.
ГУЛЛИВЕР (англ. Gulliver) — герой романа Дж. Свифта «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1726). Роман Свифта написан в традиции мениппеи, в которой абсолютная свобода сюжетного вымысла мотивируется «идейно-философской целью — создавать исключительные ситуации для провоцирования и испытания философской идеи — слова, правды, воплощенной в образе мудреца, искателя этой правды» (М. М. Бахтин) . Содержанием мениппеи становятся не приключения конкретного героя, а перипетии самой идеи. Такая постановка вопроса позволяет увидеть глубокую внутреннюю целостность как образа самого Г. , так и произведения в целом.
На первый взгляд в романе Свифта четыре разных Г.
Первый — в Лилипутии. В этой стране он велик и могуч, как истинный герой, и олицетворяет все лучшее, что есть в человеке: разум, красоту, мощь, милосердие.
Второй — в Бробдингнеге. В стране великанов Г. — постоянный герой комических ситуаций. Он выполняет функции королевского шута, забавного ученого лилипута. Выслушав рассказ Г. о политическом и социально-экономическом устройстве Англии, король Броб-дингнега делает вывод, что «большинство ваших соотечественников есть выводок маленьких отвратительных пресмыкающихся, самых пагубных из всех, какие когда-либо ползали по земной поверхности» .
Третий — равнодушный и спокойный наблюдатель, аккуратно фиксирующий безумства, уродства, извращения, которые видит в летающем королевстве Лапута, стране Бальни-барби и в Великой Академии ее столицы Лага-до, на острове некромантов Глаббдобдриб, в королевстве Лаггнегт, где знакомится с вечно бессмертными струльдбругами.
Четвертый — это Г. из страны гуингнгнмов (разумных лошадей) и йэху (одичавших потомков пары англичан, попавших на остров в результате кораблекрушения) . Здесь Г. — трагически одинокий и ненавистный себе человек. А быть человеком — значит принадлежать к роду омерзительных йэху, славящихся своей прожорливостью, похотью, ленью, злобой, лживостью и тупостью.
Эти разные Гулливеры представляют собой ипостаси единого образа. Герой произведения, написанного в мениппейной традиции, — человек идеи, мудрец — поставлен автором в ситуации столкновения с мировым злом в самых предельных его выражениях. Все, что видит в своих путешествиях Г. , служит Свифту для испытания идеи, а не характера. Г. — это нормальный, разумный, морально здоровый человек, которого автор отправляет в путешествие по миру безумия, абсурда, лжи и насилия. Именно по отношению к Г. раскрывается человеческая природа: неприглядная и вызывающая отвращение у любого разумного существа. Г. искал в безумном мире место, в котором мог бы найти покой достойный человек. И Свифт приводит своего героя в утопическую страну гуингнгнмов, но сам же возвращает его обратно в Англию, ибо в безумном мире не может существовать общество, устроенное на разумных началах. А это значит, что Г. должен вернуться домой: разумные лошади изгоняют героя.
История Г. — это история человека, пытавшегося изменить людей и их мир словом правды. В итоге Г. вынужден признать, что «йэху представляют собой породу животных, совсем не к исправлению путем наставлений и примеров. Вот уже шесть месяцев со времени появления моей книги, а я не только не вижу конца всевозможных злоупотреблений и пороков, но и не слыхал, чтобы моя книга произвела хотя бы одно действие, соответствующее моим намерениям» . Г. отказывается от «нелепой затеи реформировать породу йэху» и находит утешение лишь на конюшне, в длительных беседах со своими жеребцами.
Г. послужил прообразом героя-пионера в фильме А. Л. Птушко «Новый Гулливер» (1935), в котором персонаж Свифта стал деятельным участником борьбы миров, социализма и капитализма.
"...-Подожди, - сказал слепой. - Неужели ты думаешь, что мы, гасконцы, обходимся без десерта. Ну-ка, ты, однорукий!
- Мне лавочница подала мешочек с изюмом.
- Ты, одноногий!
- А я, покамест он заговаривал зубы лавочнице, стянул пригоршни четыре фиг.
- Ты, плясун!
- Я набрал по дороге полную запазуху лесных орехов.
- Ну, а я, - сказал слепой староста, - я присоединяю узелок с миндалем. Это, друзья мои, из моего собственного маленького садика, с моего единственного миндального дерева... " вот так походу дела :)