В ранних своих произведениях Горький выступает как романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающему исключительные требования. Герой на голову выше людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим объясняется типичное для романтика одиночество, т. к. люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой – романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, скал. Создавая образы таких героев, Горький не боялся приукрашивать жизнь, используя художественные приёмы, найденные романтиками – предшественниками: исключительная личность в исключительных обстоятельствах, экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие эту исключительность, антитеза как основа композиции произведения, близость прозаического слова к стихотворному, ритмичность, насыщенность тропами, символика. Противостояние романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления. Горький обращается к поискам нового героя – человека с «жаждой будущего па подвиги… Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд» , - писал Горький. Именно поэтому он обращается в своих ранних рассказах к героям над скучным однообразным существованием («Челкаш» , «Однажды осенью» , «Емельян Пиляй» ) Появляются исключительные характеры, с могучими, всё подчиняющими порывами: к свободе («Макар Чудра» , «Песня о Соколе») , любви («Девушка и смерть») , к борьбе («Песня о Буревестнике») .
Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную». лермонтов пытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обычным правительственным решением, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удавалось уклониться. однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и поэтическое объяснение.
Алёша был одинок дважды. он не был сиротой, но его родители были далеко. он долго томился от одиночества. все его сверстники выезжали на каникулы домой, а он оставался один. в холодных и тёмных стенах школы. алёша не мог понять, почему он был лишён возможности увидеться с родителями. но он держал на них зла, так как был хорошим мальчиком. чернушка была его утешением. но дружба долго не продлилась. алёша предал своего друга! и вновь остался наедине со своими чувствами. наедине со своей обидой на себя. наедине с тем, что предал своих товаришей и задирал нос. наедине с тем, что предал свою чернушку и не сдержал слово. наедине с тем, что ему нет прощения! но одиночество, ему многое понять и осмыслить, и он смог исправить ситуацию. одиночество - это грустно и печально! но оно всегда приходит после определённого события.
Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей
с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающему исключительные требования. Герой на голову выше людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает.
Этим объясняется типичное для романтика одиночество, т. к. люди не понимают его
и отвергают его идеал. Поэтому герой – романтик находит равное себе начало лишь
в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, скал.
Создавая образы
таких героев, Горький не боялся приукрашивать жизнь, используя художественные приёмы, найденные романтиками – предшественниками: исключительная личность в исключительных обстоятельствах,
экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие эту исключительность,
антитеза как основа композиции произведения,
близость прозаического слова к стихотворному,
ритмичность, насыщенность тропами, символика.
Противостояние романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления.
Горький обращается к поискам нового героя – человека с «жаждой будущего па подвиги… Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд» , - писал Горький. Именно поэтому он обращается в своих ранних рассказах к героям над скучным однообразным существованием («Челкаш» , «Однажды осенью» , «Емельян Пиляй» ) Появляются исключительные характеры, с могучими, всё подчиняющими порывами: к свободе («Макар Чудра» , «Песня о Соколе») , любви («Девушка и смерть») , к борьбе («Песня о Буревестнике») .