Мцыри - монах. Он остался в монастыре потому, что русский генерал, везший мальчика, боялся за его жизнь, поэтому и оставил монахам.
Мцыри рожден на Кавказе : "...Седой, незыблемый Кавказ <... >Мне тайный голос говорил, / Что некогда и я там жил..." "...Дитя неведомой страны..."
Отец Мцыри храбрый : "...А мой отец? он как живой / В своей одежде боевой / Являлся мне, и помнил я / Кольчуги звон, и блеск ружья, / И гордый непреклонный взор..."
Духовно он был силен, сие качеств его - от предков : "...Но в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий дух / Его отцов..."
Он - темпераментный : "...дай руку мне; / Ты чувствуешь, моя в огне… / Знай, этот пламень с юных дней / Таяся, жил в груди моей; / Но ныне пищи нет ему, / И он прожег свою тюрьму..."
Мцыри - человек гордый : "...И, гордо выслушав, больной / Привстал, собрав остаток сил..." "...Он знаком пищу отвергал, / И тихо, гордо умирал..."
Мужество - основное его качество ( с детства) : "...Без жалоб он / Томился – даже слабый стон / Из детских губ не вылетал..." "...Ты помнишь детские года: / Слезы не знал я никогда..."
Жизнь Мцыри скучна, мрачна : "...Бродил безмолвен, одинок, / Смотрел вздыхая на восток, / Томим неясною тоской / По стороне своей родной..." "...Унесть в могилу за собой / Тоску по родине святой..." "...Напрасно грудь / Полна желаньем и тоской: / То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума..." "...про милую страну..."
Мцыри несет добро, несмотря на сложный характер : "...Но людям я не делал зла, / И потому мои дела / Не много пользы вам узнать..." Мцыри в душе - ребенок: "...Я вырос в сумрачных стенах, / Душой дитя, судьбой монах..."
Мцыри - " вещь в себе", неразговорчив, одинок : "...угрюм и одинок, / Грозой оторванный листок..." "...Таков цветок/ Темничный: вырос одинок / И бледен он меж плит сырых..." "...Я сам, как зверь, был чужд людей..." "...Я был чужой / Для них навек, как зверь степной..."
Мцыри хочет быть вольным человеком, почувствовать себя личностью : "...Она мечты мои звала <...> В тот чудный мир тревог и битв <...> Где люди вольны, как орлы..."
Любит Родину, мечтает оказаться там."...Я видел у других / Отчизну, дом, друзей, родных, / А у себя не находил / Не только милых душ – могил!.." "...виденья снов живых / Про милых ближних и родных, / Про волю дикую степей..." Мцыри жаль расставаться с жизнью, так как он не познал ее, находясь много лет в неволе: "...Но с жизнью жаль расстаться мне..." "...Ты жил, – я также мог бы жить!.."
Мцыри - мужественный, отважный человек . Он боролся с барсом :"...Ко мне он кинулся на грудь; / Но в горло я успел воткнуть / И там два раза повернуть / Мое оружье… ". Мечта Мцыри - побывать в родной стороне... не исполнилась. Он умирает,исповедуясь перед переходом в мир иной, вызывая сочувствие и понимание у читателей. Его выдержка, могучий дух, высокие желания являются образцом для подражания.
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет.
Цветет Красавица, миру на диво, румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. Автор обнаруживает прекрасное знание крестьянского быта, обычаев русского народа. Оно проявляется в описании семейного уклада, народных поверий, сельскохозяйственных работ. Широко использует поэт и народное творчество, в частности причет. Однако под пером Некрасова он трансформируется так, что плач семьи Прокла "Голубчик ты наш сизокрылый!.. " оказывается не только обрядовым повторением формул, но выражением неподдельного горя.
"Голубчик ты наш сизокрылый!
Куда ты от нас улетел?
Пригожеством, ростом и силой
Ты ровни в селе не имел... "
И на еще большую эпическую высоту поднимается повествование во второй части поэмы. Здесь в центре ставится образ Дарьи, мир ее мыслей, чувств, настроений. Они переданы то как воспоминания, то как мечты, то как реальность, то как в полубессознательном состоянии забытья.
Не псарь по дубровушке трубит.
Гогочет сорви-голова, -
Наплакавшись, колет и рубит
Дрова молодая вдова.. .
Рано я, горькая, встала,
Дома не ела, с собой не брала,
До ночи пашню пахала,
Ночью я косу клепала,
Утром косить я пошла.
Каждой части этой главы автором определен свой ритм. Это нужно, чтобы передать различные "настроения" видений, рождающихся в сознании замерзающей Дарьи. Картины светлого радостного труда и мирной семейной жизни с любимым мужем и детьми впечатляют читателя, тем более что они воспринимаются на фоне уже свершившейся трагедии - смерти Прокла и совершающейся на наших глазах гибели самой Дарьи. Окончив привычное дело, На дровни поклала дрова, За вожжи взяла и хотела Пуститься в дорогу вдова. Стоит под сосной чуть живая, Без думы, без стона, без слез, В лесу тишина гробовая - День светел, крепчает мороз. Поначалу кажется, что поэма обращает нас к известной сказке "Морозко", но все не так. Некрасов избегает всяких совпадений - это упростило бы образ героини. Подобно скульптуре, стынет Дарья в лесу, ставшем вдруг сказочным, входит в мир природы и остается в нем.