Тоническое стихосложение (от греч. tоnos — ударение), система стихосложения, в которой ритмичность создаётся упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Т. с. употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и редукцией (ослаблением) безударных гласных — русском, немецком, английском и др. Внутри Т. с. различаются "чисто-тоническое" стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе, исиллабо-тоническое стихосложение, в котором учитывается также и расположение ударений в стихе; в русской терминологии 18—19 вв. (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов) под Т. с. имелась в виду прежде всего силлабо-тоника, в современной терминологии — чистая тоника. Между силлабо-тоникой и чистой тоникой возможен целый ряд переходных форм. 1) Строгое силлабо-тоническое стихосложение основано на чередовании в стихе сильных и слабых мест, из которых на сильных может стоять фонологическое ударение, а на слабых не может. В двухсложных размерах (ямб, хорей) сильные места располагаются через один слог, в трёхсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) — через два слога на третий; в некоторых более редких размерах (так называемом логаэды) расположение сильных мест среди слабых сложнее, но и оно единообразно повторяется из стиха в стих. 2) Менее строгое силлабо-тоническое стихосложение допускает переменный слоговой объём слабого места в начале стиха (так называемые размеры с переменной анакрусой):
В России много чудесных мест. Величавые сибирские просторы, сказочный мир байкальской природы. Человек же зачастую относится к природе бездумно и жестоко, по варварски вторгается ее жизнь, не задумываясь о своём будущем и будущем своих детей. Да! Необдуманное вторжение в природу губительно в первую очередь для самого человека. Человек и природа занимают важное место в современной русской литературе. Экологическая тема звучит в произведениях Чингиза Айтматова и Виктора Астафьева. Каждый из этих талантливых писателей на протяжении всей своей жизни "бил в набат", пытаясь обратить внимание общества и властей на экологическую обстановку в стране. В повести Айтматова под названием "Последняя сказка. Белый пароход" особое место занимает сказка, которую рассказал мальчику, главному герою повести, его дед. Эта сказка об оленихе, вскормившей двух детей-сирот. Потомки этих детей стали истреблять оленей, и тогда мать-олениха навсегда ушла с Иссык-Куля. В этой сказке олениха является символом матери-природы. Повесть "Последняя сказка. Белый пароход" трагична. Гибнет олениха и вместе с нею гибнет мальчик, не могущий понять и принять происшедшего. Природа беззащитна, и вместе с нею беззащитен человек. Своё сочинение я хочу завершить несколькими этими фразами из рассказа Астафьева “Падение листа:
«И возникла простая и такая будничная мысль: пока падал лист, пока он достиг земли, лег на нее, сколько же родилось и умерло на земле людей? Сколько произошло радостей, любви, горя, бед? Сколько пролилось слез и крови? Сколько свершилось подвигов и предательств? Как постигнуть все это? Как воссоединить простоту и величие смысла жизни со страшной явью бытия?»
Астафьев этими словами ясно даёт понять: жизнь человека неразрывна с жизнью природы. Обрекая же природу на смерть, человек губит и самого себя.