Летом я прочитал повесть Ч. Диккенса "Рождественская песнь в прозе". Это необычное произведение. Он рассказывает о том, до чего доводит людей жадность, равнодушие. Главный герой произведения Скрудж, заботясь лишь о своих интересах, превратился в человека-лед. Его ничего не беспокоит, кроме собственной выгоды. Он даже родных людей сторонится.
Так не должно быть! Поэтому и появляются накануне Рождества в доме Скруджа призрак бывшего друга Марлея и Духи , Нынешнего и Грядущего Рождества. Призрак Марлея предупредил Скруджа, когда тот не изменится к лучшему, то погибнет, а Духи Рождества предложили путешествия в свое время. Эти путешествия и увиденные события в различное время Скруджу. Он не просто изменился, он обновился. Засветился жаждой жизни, увидел мир в разноцветных ярких красках. Произошло настоящее Рождественское чудо!
Я не только обрадовался за Скруджа, но и задумался о своем. Что нужно делать для того, чтобы люди радовались при встрече со мной? Как правильно себя вести, чтобы друзья и родные меня уважали? Каким человеком я хочу стать? Я понял, что не нужно быть скрягой, эгоистом, нужно быть щедрым, честным, всегда радоваться Рождественским праздникам, дорожить друзьями, уважать родных, чтобы не остаться одиноким.
Изменения в душе лирического героя происходят с появлением Незнакомки, которая “каждый вечер, в час назначенный… В туманном двинется окне”. Перед лирическим героем встает вопрос: “Иль это снится мне?” Незнакомка появляется, когда “все души… излучины Пронзило терпкое вино”
Блок пишет:
В мое душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Этими строками автор показывает то, что любовь и красота находятся в душе человека, а не в окружающем “страшном мире”. Судьбу любви определяет сам человек. Чтобы воспользоваться “ключом” от “сокровища”, лирический герой напивается, и понимает, что для него “истина в вине”.
И видит он не только прекрасную Незнакомку, но и “брег очарованный”. И нет уже того “страшного мира”, от вида которого бросает в дрожь, а есть прекрасное чувство любви и бесконечная “очарованная даль”.
В стихах Ахматовой открывается мир женской души, страстной, нежной и гордой. Рамки этого мира очерчены любовью — чувством, составляющим в стихах поэтессы содержание человеческой жизни. Нет такого оттенка этого чувства, о котором бы не было сказано поэтом. О душевном состоянии в стихах Ахматовой не рассказывается — оно воспроизводится как переживаемое сейчас, пусть и в памяти. Мельчайшие подробности душевного движения не ускользают от внимания автора, важна каждая деталь, пусть самая незначительная.
Поэзия Ахматовой представляет собой словно бы роман, насыщенный тончайшим психологизмом. Здесь есть свой сюжет, завязка, зарождение чувств, история их переживания и кульминация, момент самого яркого душевного переживания. В ранних стихах Ахматовой сила страсти оказывается неодолимой, роковой, отсюда — пронзительная резкость слов, идущих из самого сердца. В стихах Ахматовой разворачивается жизнь, суть которой и составляет любовь.
В любовных стихах Ахматовой много эпитетов, которые когда-то знаменитый русский филолог А. Н. Веселовский назвал синкретическими и которые рождаются из целостного, нераздельного, слитного восприятия мира, когда глаз видит мир неотрывно от того, что слышит в нем ухо; когда чувства материализуются, опредмечиваются, а предметы одухотворяются. «В страсти раскаленной добела» — скажет Ахматова. И она же видит иебо, «уязвленное желтым огнем» — солнцем, и «люстры безжизненный зной» .
Любовь составляет основную тематику ее стихотворений лишь в начале творческого пути. Стечением времени в стихах появляется широкий диапазон тем. Сюда входят темы Родины, революции, родной земли во власти жестоких испытаний, мировой войны. Ахматова не покинула Россию, отказавшись эмигрировать, оставшись со своей страной в тяжелые для нее годы, но и не приняла порядки новой власти. Свое отношение к Родине Ахматова выразила в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно...» . В этом произведении поэтесса признается в неизбывной любви к России — «глухому и грешному краю» , — где она много выстрадала, терпела обиды и поражения.
Мне голос был. Он звпл утешно.
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой краге глухой и греши ый,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою.
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид» .
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
В поздний период творчества в лирике Ахматовой появляются мотивы ощущения скоротечности жизни, изумление ее нестареющей красотой.