Да, согласна, ведь контраст налицо: вокруг кипит мирная жизнь, и здесь же раздаются взрывы, бомбы, убитые, раненые, крики, ужас.
*** «…где смена часовых, побрякивая ружьями; где доктор уже спешит к госпиталю; где солдатик вылез из землянки, моет оледенелой водой загорелое лицо и, оборотясь на зардевшийся восток, быстро крестясь, молится богу; где высокая тяжелая маджара на верблюдах со скрипом протащилась на кладбище хоронить окровавленных покойников, которыми она чуть не доверху наложена...»
*** «…На набережной шумно шевелятся толпы серых солдат, черных матросов и пестрых женщин. Бабы продают булки, русские мужики с самоварами кричат: сбитень горячий, и тут же на первых ступенях валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров. Немного далее большая площадь, на которой валяются какие-то огромные брусья, пушечные станки, спящие солдаты; стоят лошади, повозки, зеленые орудия и ящики, пехотные козлы; двигаются солдаты, матросы, офицеры, женщины, дети, купцы; ездят телеги с сеном, с кулями и с бочками…»
К зоологизмам Щедрин прибегает еще в начале своего творчества и разрабатывает их почти во всех произведениях. В сказках это становится одним из важнейших приемов характеристики социальных типов. Эквивалент помещика намечен в образе зверя («Дикий помещик»).
Он одичал, весь оброс волосами. Ходил же все больше на четвереньках. Но хвоста еще не приобрел. «Медведь на воеводстве» — сатира на административные принципы самодержавия.
Сказки — форма, наиболее доступная массам, и в них писатель как бы создавал своеобразную малую сатирическую энциклопедию для народа. Жизнь России запечатлена в них во множестве картин. Салтыков воспроизводит всю социальную анатомию общества, касается всех классов и группировок, затрагивает все общественные проблемы, изображает все взгляды на них — от реакционных до социалистических. Общий смысл цикла — показ невозможности разрешения всех противоречий без активной борьбы.
В сказке «Медведь на воеводстве» Россия символизирована в образе леса, и днем и ночью гремевшего миллионами голосов, из которых один — агонизирующий вопль, другие — победный клик. Эти слова можно было бы поставить эпиграфом ко всему циклу. В идейном смысле можно выделить четыре основные темы: сатира на правительство, обличение обывателей, изображение народных масс и пропагандирование социального идеала. Все темы существуют в тесной связи друг с другом. К первой теме можно отнести сказки «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Богатырь».
В одной высмеяны административные принципы, во второй — псевдопросветительство, в третьей царизм уподобляется гниющему трупу мнимого богатыря. Сатира обрушивается и на дворянство и буржуазию: образы помещика, генерала, волков, лисиц, щук и т. д. Показано их мнимое великодушие: волк обещал помиловать зайца, орел простил мышь. Салтыков-Щедрин ниспровергает все, что может усыпить бдительность их жертв. «Орлы суть орлы, только и всего. Они хищны, плотоядны, хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное от разбоя время дремлют».
Психология запуганного среднего человека отразилась в образах «премудрого пискаря», «самоотверженного зайца», «вяленой воблы». Изображением жалкой участи обезумевшего от страха героя сказки «Премудрый пискарь», пожизненно замуровавшегося в темную нору, сатирик вызывает презрение к тем, кто уходит от активной общественной борьбы в круг своих мелких интересов. В сказке «Самоотверженный заяц» изображена покорность и надежда на милосердие хищников. Повиновение пересиливает инстинкт самосохранения. А здравомыслящий заяц — это при к режиму насилия.
«Карась-идеалист» выступает выразителем идеалов утопического социализма. Трагизм сказки в том, что прогрессивная интеллигенция не знает истинных путей борьбы и гибнет. В сказках о народе повествуется о страданиях, беспросветном труде («Деревенский пожар»), вековой рабской покорности («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), о тщетных его попытках найти правду («Ворон-челобитчик»). Источником раздумья становится контраст между привычкой безропотно переносить трудности, пассивностью и духовной стойкостью. Персонажи с выпяченными ребрами и обожженными ластами, с разбитыми ногами — символ народной силы и вековой забитости, громадины, не осознавшей своей мощи.
Салтыков пытается искать истоки освобождения от этих пороков в народе, но сомневается в возможности народа осознать себя как общественную силу и подняться на борьбу. В этом идейный смысл «Сказок». Салтыкову-Щедрину приходилось постоянно совершенствовать свою иносказательную манеру, дабы сделать ее доступной читателю. Источник художественного богатства «Сказок» — народное искусство. Слова и образы взяты из народных сказок и легенд, из пословиц и поговорок.
В «Сказках» высокой степени достигает ирония писателя: сатирик восхищается здравомыслящим зайцем, который «так здраво рассуждал, что и ослу впору», возмущался мужиком, который «самым нахальным образом уклонялся от работы». «Сказки» Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры.