Сюжет стихотворения И.А. Бунина "У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…" заключается в том, что юноша прощается с отчим домом и родиной в целом и отправляется на вечные скитания в поисках «очага». Произведение двусмысленно и содержит в себе как личную, так и общественную драму. Уход из семейного «гнезда» обусловлен взрослением молодого человека: он вынужден начать собственный путь, создать свой очаг, но также покинуть любимую страну, где сломан старый уклад жизни, а новый не предвещает ничего хорошего.
Такие выводы можно сделать, зная исторический контекст произведения. Стихотворение проникнуто чувством печали и тоски и строится на основе мотива одиночества. Лирический герой расстался с детством, с жизнью, но не обрел себя в новой, что видно из строк: «Вхожу, крестясь, в чужой ночлежный дом». Странствие в поисках дома молодой человек вынужден совершить в одиночку, без спутников. Однако, читая первое четверостишие, мы понимаем, что у юноши впереди есть будущее, хоть оно и неизвестно и туманно. Во второй же части стихотворения лирический герой предстает уже повзрослевшим. Хоть об этом не сказано напрямую, но еще вчерашний юноша превратился в бродягу, так и не обредшего своего жилища.
Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.
Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете "легкой поэзии" французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении "К студентам" поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:
Друзья, досужий час настал, Все тихо, все в покое. Скорее скатерть и бокал, Сюда вино златое!
В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба "с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом" ("К Каверину", 1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:
Каштоўнасці. Яны бываюць сапраўднымі і ілжывымі. Дзіўна тое, што ў кожнага чалавека - свае каштоўнасці. Напэўна, сваім унікальным унутраным светам мы і адрозніваемся ад іншых людзей. Фарміраванне жыццёвых каштоўнасцяў адбываецца ўжо цяпер, у нашым узросце. І ад таго, наколькі больш духоўны будуць гэтыя каштоўнасці, залежыць будучая жыццё.
Як я ўжо сказала, у кожнага свае каштоўнасці, але ўсё ж існуе нейкі «стандарт», да якога трэба пастаянна вяртацца і параўноўваць са сваім. Напрыклад, да сапраўдным каштоўнасцям ставяцца такія паняцці, як сям'я, сяброўства, каханне, радзіма, праца. Калі ж казаць пра чалавечыя якасці, то тут трэба ўспомніць вернасць, справядлівасць, дабрыню і многія-многія іншыя. Да ўяўным або ілжывым каштоўнасцяў можна аднесці (звяртаючыся да стандарту) грошы, улада, славу, а таксама хітрасць, карысць, пыху.
Але з адной я ўсё ж не магу пагадзіцца. Чаму грошы прынята лічыць ўяўнай каштоўнасцю? Чаму-то грошы ў многіх людзей асацыююцца са злом, з брудам. У наш час немагчыма пражыць без іх хоць бы таму, што мы жывем у матэрыяльным свеце. Таксама я не згодна з тым, што грошы патрэбныя толькі для падтрымання стану свайго арганізма і для задавальнення дробных матэрыяльных патрэбаў. У класе прагучала думка пра тое, што знешнасць не важная. Але ці так гэта? Я ўпэўнена, што знешні выгляд чалавека вельмі важны: твар, прычоска, адзенне, абутак. З ахайным і дагледжаным чалавекам будзе прыемна мець справу. Як гаворыцца: "На адзёжы сустракаюць, а па розуме праважаюць». У рэшце рэшт, знешнасць важная для працаўладкавання на работу.
Можна доўга разважаць пра чалавечыя каштоўнасцях, усё роўна ў кожнага будзе асабліва сваё асабістае меркаванне. извини если ошибки, я через переводчик делал
Сюжет стихотворения И.А. Бунина "У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…" заключается в том, что юноша прощается с отчим домом и родиной в целом и отправляется на вечные скитания в поисках «очага». Произведение двусмысленно и содержит в себе как личную, так и общественную драму. Уход из семейного «гнезда» обусловлен взрослением молодого человека: он вынужден начать собственный путь, создать свой очаг, но также покинуть любимую страну, где сломан старый уклад жизни, а новый не предвещает ничего хорошего.
Такие выводы можно сделать, зная исторический контекст произведения. Стихотворение проникнуто чувством печали и тоски и строится на основе мотива одиночества. Лирический герой расстался с детством, с жизнью, но не обрел себя в новой, что видно из строк: «Вхожу, крестясь, в чужой ночлежный дом». Странствие в поисках дома молодой человек вынужден совершить в одиночку, без спутников. Однако, читая первое четверостишие, мы понимаем, что у юноши впереди есть будущее, хоть оно и неизвестно и туманно. Во второй же части стихотворения лирический герой предстает уже повзрослевшим. Хоть об этом не сказано напрямую, но еще вчерашний юноша превратился в бродягу, так и не обредшего своего жилища.