Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” считается одним из наиболее “проблемных” произведений мировой художественной литературы и характеризуется особой актуальностью. Роман был написан в конце 60-х гг. XIX в. и отразил безысходность в жизни многих людей, вскрыл нравственные пороки общества, вызвав ожесточенные споры, которые продолжаются и по сей день. Произведение увидело свет в годы глубочайших общественных противоречий, вызванных незавершенностью либеральных реформ, резкой ломкой старого образа жизни, падением нравственности и морали. Главный герой романа — Родион Раскольников — бедный студент Петербургского университета. В уме Раскольникова рождается идея деления людей на “обыкновенных” и “необыкновенных”. “Необыкновенные” люди, считает Раскольников, — это великие личности, творцы истории, которые не останавливаются ни перед чем ради идеи. Достоевский оказывается пророком, так как теория Раскольникова во многом перекликается с теорией богочеловека Ницше, возникшей уже на рубеже столетий. Следовательно, мы уже не имеем права назвать Раскольникова психически больным человеком, и идея его не случайна, а закономерна и соответствует веяниям времени. Достоевский говорит о том, что подобного рода идеи могут родиться только в “нездоровом” обществе. В романе сама среда, образ жизни людей становятся причиной рождения этой ужасной теории. Петербург сравнивается Достоевским с домом без форточек: все погрязли в разврате, пошлости, среда неумолимо затягивает людей, делает их либо бесчеловечно жестокими, либо совершенно бессильными, в любой момент готовыми совершить самоубийство. Одержимый страшной идеей, Раскольников решает проверить свою теорию на самом себе, для чего и замышляет убийство старухи-процентщицы. Однако Раскольников не учитывает тот факт, что у каждого человека есть душа, нравственный стержень, моральные устои, которые в любой момент могут “восстать” против рассудочных выводов и решений. В начале романа “живую”, искреннюю, сопротивляющуюся злу душу Раскольникова подавляет холодный, одержимый идеей разум, но в конце его духовное начало снова “одерживает победу”. Переступив черту, герой восстает против себя. Совершив преступление, он нарушает связь между собой и окружающими людьми. Ему кажется, что все его подозревают, пытаются вывести его на “чистую воду”. Раскольников стремится быть добрее, откровеннее с людьми, но последние его не понимают, тем самым отталкивая его. Внутри Раскольникова бушует борьба между разумом и сердцем, порождающая своеобразную душевную болезнь. Рассказывая о терзаниях Родиона Раскольникова, Достоевский излагает читателям свою концепцию “почвенничества”, развивает “христианскую” идею, согласно которой каждый человек должен жить по велению своей души. Только двадцать процентов в человеке разума, остальное — душа, считает писатель. Ни в коем случае нельзя вступать в конфликт с самим собой, переступать черту нравственности. Достоевский считает, что нужно жить по вечным христианским законам, веря в Бога, соблюдая заповеди. Эти идеи Достоевский воплотил в героине своего романа — Сонечке Мармеладовой. Именно вера девушке выжить в ужасных условиях. Жертвуя собой, она от голодной смерти свою семью, идет на панель, забыв о стыде. По-моему, Сонечка — это идеальная героиня романа, воплотившая в себе любовь ко всему человечеству, она — символ величайшего страдания, глубочайшей веры и истинной непорочности
Милосердие - это когда ты понимаешь других, когда приходишь в трудную минуту им на когда готов пожертвовать своей выгодной ради блага других. Именно таков главный герой рассказа Вася. Переживший в 6 лет страшную трагедию - потерял матери, лишенный отцовской ласки, предсталенный сам себе, мальчик, однако, не черствеет душой, а, наоборот, становится очень чувствительным к чужому горю. Вася - сын известного в городе судьи. но это ему не мешает дружить с нищими бездомными детьми подземелья. Более того, дорожит этой дружбой. Вася не просто играет с детьми, он проникается их поблемам и старается, чем может бездоленным. Каждый раз, тайно приходя в заброшенную часовню, мальчик приносит друзьям яблоки из своего сада, а иногда другие лакомства. А эпизот с куклой - разве это не проявления мелосердия в вышей степени. Зная, как дорожит куклой, подаренной когда-то мамой, его младшая сестрёнка Соня, Вася всё же упрашивает девочку отложить на время игрушку больной, умирающей, Марусе. Вася надеется, что игрушка немного развеселит Маню. Жалея бедную Марусю, мальчик готов вынести любое наказание, только бы девочке стало лучше. Поэтому он и не мог вовремя забрать куклу, хоть тучи над ним уже сгущались. На вопрос отца где кукла, Вася молчит. А ведь это молчание, достается ему очень нелегко. Мальчику низачто не хочется обманывать отца. Обман - это не в его правилах. Просто Вася боится, что правда ухудшит и без того тяжелое положение безодоленных людей и отнимает последнюю в жизни радость у умирающей Маруси. Милосердие проявляет и отец Васи по отношению к Тыбурцию. Как судья, отей Васи мог бы сообщить о Тыбурцие полиции. Но проникшись сочуствием к его судьбе, оценив благородное стремление бродяги заступиться за Васю, судья не делает этого. Более того, он просит, чтобы Тыбурций взял у него деньги.