Моско́вский пожа́р 1812 го́да — возгорания, произошедшие в Москве в период со 2 (14) по 6 (18) сентября 1812 год во время оккупации города французскими войсками[1]. Пожар охватил практически весь Земляной и Белый города, а также значительные территории на окраинах города, уничтожив три четверти деревянных построек. Специалисты рассматривают несколько основных версий сентябрьских событий. По официальной версии царского правительства, пожар был вызван действиями оккупантов. Некоторые историки считают, что приказ о поджоге оставленного города мог отдать градоначальник Фёдор Ростопчин. Пожар 1812 года стал одним из самых крупных городских возгораний в России XIX века
Московский пожар.
Первая часть рассказа излагает авторские впечатления от происходящих военных событий, ощущения собственной ненужности и огромного желания оказания воюющим.
Во второй части рассказа повествуется об истории, произошедшей с автором, в которой он участвует в раненого молодого бойца, оказывающегося при смерти. Совсем юный парнишка умоляет отнести его носилки к бегущему ручью, где он наблюдает кружащуюся в воздухе голубую стрекозу, символизирующую для юноши будущую жизнь. Благодаря увиденному глотку воздуха в молодом человеке просыпаются силы к борьбе за собственную жизнь, благодаря целебным качествам окружающей природы.
В качестве средств художественной выразительности, усиливающих ощущения душевного состояния повествователя используются многочисленные сравнения, развернутые метафоры, а при описании легкости, светлости окружающей природы применяются олицетворения, позволяющие прочувствовать искренность и чистоту природного пейзажа. Кроме того, для характеристики раненого юноши и подчеркивания его глубоких человеческих качеств писатель прибегает к художественному приему лексического повтора, который вызывает у читательской аудитории неподдельные чувства жалости и трепетного сострадания.
В своей повести Пушкин не ограничивается осветлением событий, характерных концу 18-го века, когда вся Россия охвачена восстанием Пугачева. Автор задается целью показать сущность людей, а точнее, поведение разных персонажей, попавших в трудную ситуацию.
«Береги честь смолоду»
Именно таким эпиграфом начинается повесть Пушкина, под названием: «Капитанская дочка». Герои повести, на которых Пушкина заостряет особое внимание, это Петр Гринев и Алексей Швабрин. Уже изначально читатель понимает .что ничего общего у них нет, разве что: молодость, дерзость, горячая кровь, ум и дворянское происхождение.
По распоряжению судьбы, они оба попадают в крепость и оба отчаянно влюбляются в Машу Миронову — капитанскую дочку. Именно в чувствах к Маше начинают проявляться их различия.
По-настоящему, оценить поступки и понять характер каждого героя трагические события пушкинского восстания.
Это кульминационный момент в повести, где каждый должен сделать выбор: честь или бесчестие.
На глазах у героев происходит казнь офицеров, которые отказались присягнуть Пугачеву, они выбрали смерть.
Поступок достойный настоящего офицера.
Когда Петруша Гринев стоял перед выбором: поцеловать руку Пугачева, тем самым стать предателем своей императрице и отечеству или виселица. Разумеется, ему было не вероятно страшно, но пойти против своей чести он не мог, и выбрал второй вариант.