В основе сценария серии — синтез рассказов «Удивительная охота», «За волосы» и «Между крокодилом и львом».
Отвлечённый от мемуаров о своих приключениях, барон Мюнхаузен получает письмо от своего маленького друга, который жалуется на то, что попал в безвыходное положение. Возмущённый отсутствием мужества, Мюнхаузен вспоминает своё приключение в Африке. Он охотился на уток, а его в это же время преследовал лев. Последний обезоруживает главного героя, проглотив ружьё. Находчивый барон применяет навыки дрессировки и выходит победителем из схватки со львом.
Взобравшись на дерево и шагая по кронам, Мюнхаузен срывается и падает в болото, из которого сам себя вытягивает за волосы на сушу, но снова сталкивается с разъярённым львом. Укрыться от хищника барон решает в озере, где продолжает охоту на уток, а сам при этом становится объектом охоты крокодила. Ухватившись за лапы уток, охотник уходит от преследования крокодила, но на берегу чуть не попадает в пасть ко льву. Оказавшись зажатым с двух сторон, Мюнхаузен дёргает уток за лапы, сбрасывает тяжёлые сапоги, и птицы поднимают его в воздух, а прыгнувший лев оказывается в раскрытой пасти крокодила. Барон отпускает одну утку и спускается на землю, в свои сапоги.
Меткий выстрел (1973)
Барон получает письмо от своего юного друга, в котором тот жалуется на плохую погоду и упадок духа. В ответ на это Мюнхаузен вспоминает историю, случившуюся с ним на Северном полюсе, и знаменитую охоту на белого медведя. Зверь понадобился английскому королю Эдуарду CI для британского зоопарка. Прибыв на Северный полюс и уютно расположившись в иглу, Мюнхаузен нос к носу встречается с белым медведем.
За время его поимки барон успевает оледенеть, после чего отогревается на газовой горелке и устраивает западню из деревянного ящика, которую медведь разносит в щепки. Следующей попыткой становится выстрел вишнёвой косточкой в голову медведю. Опробовав поимку медведя в капкан и изрядно побегав от него, Мюнхаузен бросает в пасть разъярённого зверя будильник. Звон из утробы приводит медведя в ужас, а из его головы начинает прорастать вишнёвое дерево. В итоге медведь сдаётся, а Мюнхаузен увозит его на своём корабле.
Павлин (1974)
Барон получает письмо от своего юного друга, в котором тот нарисовал павлина с дарственной надписью для Мюнхаузена. Это становится поводом для очередного воспоминания барона. История началась с изображения павлина в одной старинной книге, и Мюнхаузен тут же предположил, что пение этой прекрасной птицы должно быть неподражаемым. В той же книге значилось, что павлин заключён в башне знаменитого джинна Рахата ибн Лукума. Этой информации оказалось достаточно, чтобы барон отправился на Восток.
Изнывая от жары, он добирается до башни джинна, но приходит к его обеденному перерыву. Барон решает воспользоваться услугами ковра-самолёта, взлетает на верхнюю площадку башни и излагает джинну свою о приобретении павлина. Отвлечённый от трапезы, Рахат ибн Лукум вышвыривает незваного гостя из своих покоев. Для следующей попытки Мюнхаузен пользуется волшебной жидкостью с эффектом роста. Капля этой жидкости попадает на пальмовый росток. Однако джинн и на этот раз не даёт барону закончить вышвыривает его в бассейн.
Очередную попытку попасть в башню Мюнхаузен устраивает с струи фонтана, которая поднимает его к джинну. На этот раз выброшенный барон оказывается среди старцев, раскуривающих кальян. Вдохнув пары этого кальяна, он возносится к джинну. Когда последний выбрасывает Мюнхаузена, тот снова появляется в сосуде с десертным блюдом, после чего джинн выстреливает бароном из пушки. Тот влетает в другую пушку и верхом на ядре в очередной раз попадает к джинну.
Разъярённый джинн откладывает трапезу и обещает сделать из назойливого посетителя шашлык. Путём различных превращений джинн с бароном изводят друг друга. Побеждённый джинн залезает в сосуд, а к барону-победителю из заточения выходит тот самый павлин. Мюнхаузен уговаривает его спеть, но, услышав ужасный пронзительный крик, падает в обморок.
Из произошедшего Мюнхаузен делает вывод: не всё то золото, что блестит.
Фразы джинна «Какой такой павлин-шмавлин? Не видишь — мы кушаем!» и «Будет, будет… Шашлык из тебя будет!» стали крылатыми[источник не указан 103 дня].
Чудесный остров (1974)
Барон получает письмо от своего маленького друга, в котором тот жалуется на свою бабушку, заставляющую его учить уроки. Это настолько угнетает мальчика, что, когда он вырастет, обязательно станет пиратом, потому что «пиратов все боятся и они, что хотят, то и делают». С последним утверждением Мюнхаузен не соглашается и вспоминает историю, случившуюся с ним в море, где, потерпев кораблекрушение, он оказывается на крохотном необитаемом острове. Завидев на горизонте корабль, Мюнхаузен привлекает к себе внимание, но тут же жалеет об этом, разглядев пиратов.
В основе сценария серии — синтез рассказов «Удивительная охота», «За волосы» и «Между крокодилом и львом».
Отвлечённый от мемуаров о своих приключениях, барон Мюнхаузен получает письмо от своего маленького друга, который жалуется на то, что попал в безвыходное положение. Возмущённый отсутствием мужества, Мюнхаузен вспоминает своё приключение в Африке. Он охотился на уток, а его в это же время преследовал лев. Последний обезоруживает главного героя, проглотив ружьё. Находчивый барон применяет навыки дрессировки и выходит победителем из схватки со львом.
Взобравшись на дерево и шагая по кронам, Мюнхаузен срывается и падает в болото, из которого сам себя вытягивает за волосы на сушу, но снова сталкивается с разъярённым львом. Укрыться от хищника барон решает в озере, где продолжает охоту на уток, а сам при этом становится объектом охоты крокодила. Ухватившись за лапы уток, охотник уходит от преследования крокодила, но на берегу чуть не попадает в пасть ко льву. Оказавшись зажатым с двух сторон, Мюнхаузен дёргает уток за лапы, сбрасывает тяжёлые сапоги, и птицы поднимают его в воздух, а прыгнувший лев оказывается в раскрытой пасти крокодила. Барон отпускает одну утку и спускается на землю, в свои сапоги.
Меткий выстрел (1973)
Барон получает письмо от своего юного друга, в котором тот жалуется на плохую погоду и упадок духа. В ответ на это Мюнхаузен вспоминает историю, случившуюся с ним на Северном полюсе, и знаменитую охоту на белого медведя. Зверь понадобился английскому королю Эдуарду CI для британского зоопарка. Прибыв на Северный полюс и уютно расположившись в иглу, Мюнхаузен нос к носу встречается с белым медведем.
За время его поимки барон успевает оледенеть, после чего отогревается на газовой горелке и устраивает западню из деревянного ящика, которую медведь разносит в щепки. Следующей попыткой становится выстрел вишнёвой косточкой в голову медведю. Опробовав поимку медведя в капкан и изрядно побегав от него, Мюнхаузен бросает в пасть разъярённого зверя будильник. Звон из утробы приводит медведя в ужас, а из его головы начинает прорастать вишнёвое дерево. В итоге медведь сдаётся, а Мюнхаузен увозит его на своём корабле.
Павлин (1974)
Барон получает письмо от своего юного друга, в котором тот нарисовал павлина с дарственной надписью для Мюнхаузена. Это становится поводом для очередного воспоминания барона. История началась с изображения павлина в одной старинной книге, и Мюнхаузен тут же предположил, что пение этой прекрасной птицы должно быть неподражаемым. В той же книге значилось, что павлин заключён в башне знаменитого джинна Рахата ибн Лукума. Этой информации оказалось достаточно, чтобы барон отправился на Восток.
Изнывая от жары, он добирается до башни джинна, но приходит к его обеденному перерыву. Барон решает воспользоваться услугами ковра-самолёта, взлетает на верхнюю площадку башни и излагает джинну свою о приобретении павлина. Отвлечённый от трапезы, Рахат ибн Лукум вышвыривает незваного гостя из своих покоев. Для следующей попытки Мюнхаузен пользуется волшебной жидкостью с эффектом роста. Капля этой жидкости попадает на пальмовый росток. Однако джинн и на этот раз не даёт барону закончить вышвыривает его в бассейн.
Очередную попытку попасть в башню Мюнхаузен устраивает с струи фонтана, которая поднимает его к джинну. На этот раз выброшенный барон оказывается среди старцев, раскуривающих кальян. Вдохнув пары этого кальяна, он возносится к джинну. Когда последний выбрасывает Мюнхаузена, тот снова появляется в сосуде с десертным блюдом, после чего джинн выстреливает бароном из пушки. Тот влетает в другую пушку и верхом на ядре в очередной раз попадает к джинну.
Разъярённый джинн откладывает трапезу и обещает сделать из назойливого посетителя шашлык. Путём различных превращений джинн с бароном изводят друг друга. Побеждённый джинн залезает в сосуд, а к барону-победителю из заточения выходит тот самый павлин. Мюнхаузен уговаривает его спеть, но, услышав ужасный пронзительный крик, падает в обморок.
Из произошедшего Мюнхаузен делает вывод: не всё то золото, что блестит.
Фразы джинна «Какой такой павлин-шмавлин? Не видишь — мы кушаем!» и «Будет, будет… Шашлык из тебя будет!» стали крылатыми[источник не указан 103 дня].
Чудесный остров (1974)
Барон получает письмо от своего маленького друга, в котором тот жалуется на свою бабушку, заставляющую его учить уроки. Это настолько угнетает мальчика, что, когда он вырастет, обязательно станет пиратом, потому что «пиратов все боятся и они, что хотят, то и делают». С последним утверждением Мюнхаузен не соглашается и вспоминает историю, случившуюся с ним в море, где, потерпев кораблекрушение, он оказывается на крохотном необитаемом острове. Завидев на горизонте корабль, Мюнхаузен привлекает к себе внимание, но тут же жалеет об этом, разглядев пиратов.
В ходе любой полемики/дискуссии непременно найдётся какой-нибудь знаток-моралист, который захочет себя показать, остроумием блеснуть путём вброса на вентилятор разного рода «вечных вопросов», цитат, крылатых, а также бескрылых выражений. И надо заметить, что тезис «цель оправдывает средства» у этих знатоков-демагогов является одним из наиболее любимых. Это приводит к тому, что обсуждение конкретной темы захламляется шелухой псевдомудрости, которая ничего не добавляет по существу, а лишь провоцирует ненужные, пустопорожние, бесплодные споры.
Поэтому, чтобы не оказаться загнанным в угол с лапшою на ушах, любому спорщику, краснобаю и даже чернорабочему умственного труда весьма полезно со всеми каверзными вопросами разобраться заранее, а лицемерам/демагогом давать немедленный и конкретный отлуп.
«Цель оправдывает средства» — это предельно упрощённая, формализованная, психоэмоциональная формула, которая определяет взаимоотношения между целью, средствами и моралью. Обсасывая этот треугольник со всех сторон и углов, претенденты на «совесть народа» исходят из нескольких незатейливых тезисов/постулатов.
При зла нельзя достичь добра.
Благая цель может быть достигнута только благими методами.
Цель должна быть нравственна.
Благие цели не достигаются негодными средствами.
Только мораль определяет оправдывает ли цель средства или нет.
Нельзя оправдывать безнравственные достижения целей.
И т. д.
Однако, при ближайшем рассмотрении, эти доводы оказываются крайне упрощёнными и неоднозначными, а от этого — неубедительными и лицемерными.
А потому, что не существует ни абстрактной цели, ни абстрактных средств, ни абстрактной справедливости, ни абстрактной морали, ни абстрактного «блага». Цель, средства и мораль всегда конкретны. Поэтому, обсуждение этой темы в отрыве от реального контекста так же нелепо, как и споры средневековых схоластов о том, сколько чертей может поместиться на острие иглы.
Вот, скажем, хирург режет человека, удаляя из его тела опухоль. Что он творит: добро или зло? ответ для нас очевиден. Именно при зла врач делает добро. Однако, в недалёком всяческие анатомические театры считались надругательством над божьим творением и прочим «аморальным богохульством».
И наоборот, при добра можно сотворить зло. Именно по этому поводу сказано: «Благими намерениями вымощен путь в ад» и «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Подобных примеров можно привести множество.
Однако, существуют ещё две характеристики, без учёта которых проблема так и остаётся чисто умозрительной. Ими являются условия (внешняя среда) и наша эмоциональная вовлечённость в ситуацию. А эмоции, в отличие от морали, определяются подсознанием, над которым наш разум/рацио не властен. И тем более, это справедливо в отношении аффектов, которые неуправляемы по определению. (Хотя, конечно, из всего имеются исключения. Например, стыд является эмоцией, связанной с социальным поведением человека и его моралью, а не с его подсознанием)
Характеристики индивидуальной морали ограничиваются нашими эмоциями и силами. Именно эти два фактора и определяют каково будет решение.
Вы всегда будете иметь ту мораль, которую позволят вам ваши силы. (Ф. Ницше)