Главный герой сказки - простой русский крестьянин, "мужик". О внешности крестьянина известно, что это высокий и сильный мужчина: "Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина..." Крестьянин - мастер на все руки. Он умеет готовить пишу, выделывать овчину, ловить рыбу, строить корабли и т.д.: "Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии..." "...острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след." До того как оказаться на острове, крестьянин работал маляром в Петербурге: "А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше словно муха ходит — это он самый я и есть! — отвечал мужик." Крестьянин - ловкий, находчивый мужчина: "Потом из собственных волос сделал силок..." "...мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить." Крестьянин - забитый, робкий человек. Несмотря на свою физическую силу, он не может дать отпор двум генералам: "Встал мужичина: видит, что генералы строгие.. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него." Крестьянин содержит двух генералов на всем готовом в то время, как те отдыхают: "...вот они здесь на всем готовом живут..." Крестьянину даже приятно, что генералы не брезгуют его "мужицким трудом", то есть его едой: "И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!" Крестьянин терпит оскорбления со стороны неблагодарных генералов, которые называют его "канальей", "тунеядцем".: "Ты смотри, однако, каналья, не утопи нас! —сказали генералы..." Наконец по генералов крестьянин строит посудину-корабль. Все трое плывут в Петербург: "И выстроил он корабль — не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой." В пути крестьянин один гребет веслами и ловит рыбу, чтобы кормить двух генералов: "А мужик все гребет да гребет, да кормит генералов селедками." Приплыв в Петербург, генералы в благодарность посылают крестьянину рюмку водки и 5 копеек:
Сначала автор говорил: - грязная и некрасивая - шерсть, висевшие рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью. - ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно пронзительно свистели
Потом автор писал: - шерсть очистилась, почернела и стала, как атлас - важно осматривала улицу вверх и вниз - никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем
В конце рассказа автор написал: - собака жалобно и громко завыла. - выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. - казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь
Л. Н. Андреев поднимает в своем небольшом рассказе «Кусака» тему милосердия, сострадания. Изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности, милосердному отношению к людям.
Тема сострадания раскрывается в рассказе через образ Кусаки, изменившихся условий ее жизни с приездом летом дачников, отношения людей к бездомному существу. Часто люди обижают наиболее беззащитных. Героям рассказа чуждо сострадание: никому не было дела до того, как и чем жила собака, как она выживала. «Когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице, – ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали» . Такое «общение» породило страх и злобу. «Только один раз ее и приласкали» . Сначала мы верим и радуемся за собаку, но потом понимаем, что в словах скрыта горькая ирония. Пьяный мужик, который «всех любил и всех жалел» в этот момент и собаку, дал ей временное имя «Жучка» , хотел приласкать, но настроение быстро изменилось: он вспомнил «все обиды, нанесенные ему добрыми людьми» , и ударил ластящуюся к нему, поверившую ему собачонку. Жучка не умела ластиться, она только ложилась перед человеком на спину. «Лежачего не бьют» , но почему-то именно в таком беззащитном положении собаке, да и человеку, больше всего достается. «С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и… пыталась укусить… » (Впрочем, пьяница обращался так не только с животным: вернувшись домой, он избил жену и порвал платок, который ей подарил) .
Собаку смогли приручить дачники, и вновь она оказалась беззащитной перед людьми: «Кусака замерла от страха и бес ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу» . «Добрые» люди, приехавшие на дачу, сначала хотели ее пристрелить, потом приручили. Только приручить и бросить – еще более жестоко. Леле было «ж-а-алко» бросать собачку, пока ей не пообещали взять породистого щенка, и она уехала уже без сожаления. На ее глазах люди издевались над местным юродивым, который огрызался, вызывая хохот, но эта сцена ничего не вызвала в ее душе, кроме скуки.
Дачники уехали, собака вновь потеряла имя, и для нее наступила ночь отчаяния: «Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу» . Не об отношениях между людьми и собакой говорит автор, а о людях.
В погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о добре, сострадании, милосердии. Поэтому поднятая в рассказе «Кусака» тема сострадания актуальна. Человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение русского писателя Леонида Николаевича Андреева.