Можно, конечно взяться проанализировать сказку и вывести мораль. Но, мне кажется, не каждая сказка создавалась ради морали, поучения. Иногда сказка высказывает то, что на душе накипело. Вот и здесь так. Бьется-бьется человек в жизни: и работать старается как надо, и хорошим стремится быть ко всем и вообще, но рок, судьба, неумолимы, они все равно настигают человека. И чувствует человек себя несправедливо обиженным жизнью и главное, бессильным перед ней. И тогда он начинает мечтать о лучшей доле и чтобы почти без усилий. Вот обидела судьба - сначала умерла дочь, королевство от горя родителей пришло в упадок, потом умерли все. И стояло так 100 лет! То есть отражен какой-то нерадостный период в жизни народа. Но потом происходит чудо - неожиданно приходит со стороны, то есть без моих усилий - и все опять живы, веселы, богаты, и не надо ничего бояться.
Эта сказка чем-то напоминает маленького обижаемого всеми во дворе мальчика, который, чтобы защититься и показать, что есть хранящая его сила, рассказывает обидчикам про несуществующего сильного старшего брата, который придет, заступится, и все изменится. И ведь частенько
Н. А. Добролюбов в статье "Что такое обломовщина? " увидел в "Обломове" кризис и распад старой крепостнической Руси. Илья Ильич Обломов - "коренной народный наш тип", символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он - последний в ряду "лишних людей" - Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных. Подобно своим старшим предшественникам, Обломов заражен коренным противоречием между словом и делом, мечтательностью и практической никчемностью. Но в Обломове типичный комплекс "лишнего человека" доведен до парадокса, до логического конца, за которым - распад и гибель человека. Гончаров, по мнению Добролюбова, глубже всех своих предшественников вскрывает корни обломовского бездействия.
В романе обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства. "Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, - пишет Добролюбов. - Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-то границу.. . Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По крайней мере – чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится... "
Но потому и слуга Захар в известном смысле "барин" над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича - "праздность и покой" - является в такой же мере вожделенной мечтою и Захара. Оба они, господин и слуга, - дети Обломовки. "Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времен, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней". У господского дома тоже с незапамятных времен обвалилась галерея, и крыльцо давно собирались починить, но до сих пор не починили.
"Нет, Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы – наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к нашим услугам, - заключает Добролюбов. - В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово". "Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности, - я уже с первых слов его знаю, что это Обломов. Если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он - Обломов.
Если слышу от офицера жалобы на утомительность парадов и смелые рассуждения о бесполезности тихого шага и т. п. , я не сомневаюсь, что он - Обломов. Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали, - я думаю, что это все пишут из Обломовки. Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, - я невольно чувствую, что я перенесен в старую Обломовку",- пишет Добролюбов. Так сложилась и окрепла одна точка зрения на роман Гончарова "Обломов", на истоки характера главного героя.
Древняя Греция состояла примерно из полутора тысяч отдельных городов-государств, крупнейшим из которых был Афины. Несмотря на то, что каждый из полисов имел свои законы и армию, конфликты между ними были обыденным явлением. Управлялись греческие города собранием всех взрослых мужского пола или коллегией самых богатых горожан, которые назывались олигархами - «правящим меньшинством». Обеспеченные гречанки вели праздный образ жизни и единственным достойным занятием считали рассматривание драгоценностей. Они не работали, не обучались грамоте, а для кормления собственных младенцев брали специальных молочных рабынь.
Можно, конечно взяться проанализировать сказку и вывести мораль. Но, мне кажется, не каждая сказка создавалась ради морали, поучения. Иногда сказка высказывает то, что на душе накипело. Вот и здесь так. Бьется-бьется человек в жизни: и работать старается как надо, и хорошим стремится быть ко всем и вообще, но рок, судьба, неумолимы, они все равно настигают человека. И чувствует человек себя несправедливо обиженным жизнью и главное, бессильным перед ней. И тогда он начинает мечтать о лучшей доле и чтобы почти без усилий. Вот обидела судьба - сначала умерла дочь, королевство от горя родителей пришло в упадок, потом умерли все. И стояло так 100 лет! То есть отражен какой-то нерадостный период в жизни народа. Но потом происходит чудо - неожиданно приходит со стороны, то есть без моих усилий - и все опять живы, веселы, богаты, и не надо ничего бояться.
Эта сказка чем-то напоминает маленького обижаемого всеми во дворе мальчика, который, чтобы защититься и показать, что есть хранящая его сила, рассказывает обидчикам про несуществующего сильного старшего брата, который придет, заступится, и все изменится. И ведь частенько
Но это мое мнение...