Страшный рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки» повествует о голоде,
ужасном событии в период коллективизации страны в 30-х годах. Бесчеловечное отношение к ссыльным в период голодомора, который тщательно скрывался властями.Раскулаченные «куркули», не доехавшие до мест ссылки в Сибири, были брошены властями умирать в разных местах страны.Население равнодушно наблюдало за страданиями невинных людей, считая их врагами народа или обходило эти страшные места стороной, совесть людей не выдерживала этих картин.
Идеология партии, навязанная людям искажала действительность, быть сытым было стыдно, в пролетарской идеологии-сыты только буржуи и кулаки.Начальник станции, в рассказе, был вынужден наблюдать и следить за куркулями.Это начальник задаётся вопросом:«Что же вырастет из таких детей?».Дети из любопытства наблюдали за умирающими «куркулями»,изнемогая от упрятанной панической жалости.
ответ на вопрос заложен в рассказе, дети -это заложники страшного времени.В душе они переживали, каждому было жалко людей, но они не должны были им Так что же вырастет-это риторический вопрос.В каждом человеке заложена крупица сострадания, чувства, разум человека определяет его поступки.Если у человека есть совесть, моральные и нравственные принципы, то он останется человеком в любой ситуации.Дети, вырастая становятся похожи на взрослых, если у родителей есть принципы в жизни, они передадутся их детям.Володин отец не мог смотреть в глаза сыну, пролетарий воевавший за светлое будущее и сытую жизнь.Он не мог отвечать на вопросы сына, а начальник станции застрелился, не выдержав мук совести.Дети, видевшие этот ужас, получали моральную травму на всю жизнь, наступал период «обморожения»,очерствения детской души.Вырастая, они становились гражданами страны Советов, борцами с врагами.Но не в каждом из них умирали сердоболие и человечность.
Многие становились людьми, прячущими свою совесть в глубине души, скрывая человеческие качества от других, чтобы их самих не сделали врагами народа.
Кто не шёл на сделку с совестью, тот оказывался вне закона.Но были и те, которые вырастая становились рьяными борцами за «счастье» страны и шли по головам и трупам, в достижении своих целей.Какое время-такие и дети,"хлеб – совесть, люди – враги народа.«Продавая совесть за хлеб, безжалостные пролетарии делали людей, с человеческими качествами и морально-нравственными принципами, врагами народа.
Джерело: http://dovidka.biz.ua/zahochesh-i-budesh-olzhich-analiz/ Довідник цікавих фактів та корисних знань © dovidka.biz.ua
Главное, что оба героя рассказов - это мальчики. Хотя они ещё очень малы, но любознательны, непоседливы, пытаются сами многое узнать и увидеть. У обоих мальчиков отцы - фронтовики, у Афони отец ещё на войне, а у Никиты приходит с войны. У обоих мальчиков матери работают в колхозе с утра до позднего вечера, а мальчишки хозяйничают самостоятельно. Оба мальчика с большой любовью относятся к дедушкам. Так Никитке умерший дедушка представляется тёплым и ласковым, как солнце. Афоня на вырученные от сдачи лекарственных цветов деньги берёт железный гребень в подарок любимому деду. Оба мальчика очень трудолюбивы. Никитка с отцом трудится, плотничать пытается, выпрямляет для работы старые гвозди. Афоня собирает жёлтые цветы, которые показал ему дед, потому что узнал, что они полезные для здоровья, а значит в аптеке их примут как лекарственное сырьё.В мире Платонова эти дети переданы с большой любовью и верой в то, что жизнь их полна глубока
Афоня плохо слушал но понял только что из смерти делается жизнь..Он решил поэтому подарить деду гребешок.
Сюжет прост и незатейлив: маленький Афоня мается от скуки, оставшись дома вдвоем с дедушкой, он просит деда рассказать ему про все. Дед Тит отводит его на пастбище, показывает голубой цветок, растущий прямо из песка, и объясняет, что самое главное на свете – из смерти делать жизнь, как этот цветок из праха творит жизнь. Афоня радуется, что понял дедушку, в нем пробуждается желание самому сделать что-нибудь хорошее он …., а полученный в награду гребешок дарит дедушке.
И сюжет, и композиция рассказа раскрытию основной идеи произведения. Рассказ построен традиционно. События охватывают небольшой промежуток времени (несколько часов) и изложены в хронологической последовательности.
Отличительной чертой рассказа является и язык, которым он написан. П использует простые по конструкции предложения, поэтому создается впечатление, что все происходящие описывается самим ребенком. Они реалистичны и правдивы. Эту правдивость им предают слова, заимствованные из живой народной речи: нынче, смежать, обожди.
В качестве художественного приема в этом рассказе, как впрочем, и во многих других П использует перенесение свойств одного предмета на другой. В данном случае легко провести параллель между образом цветка и образом человека: цветок, превзойдя все невзгоды растет на мертвом песке, тянется к теплу и свету, так и человек должен трудиться всю свою жизнь, чтобы чего-то достичь в этой жизни. Таким образом основная идея заключена в образе цветка (Он…самый с труженик… жизнь…)
Сравнительный оборот ,фразеологизмы , эпитеты ,метафора