“Житие Сергия Радонежского” рассказывает, что родителей преподобного Сергия Радонежского звали Кирилл и Мария, они были добродетельные и благонравные. Когда ребенок находился в животе матери, то во время церковной службы он три раза прокричал. Младенец появился на свет. Иерей объяснил родителям, что младенец избран Богом. Когда мальчик вырос, то ему трудно было выучить грамоту. Он много молился, чтобы научиться грамоте. Однажды встретил он черноризца, который спросил Варфоломея, чего он хочет. Мальчик попросил черноризца за него, чтобы он обучился грамоте. Черноризец сказал ему, что он уже будет знать грамоту. И это чудо совершилось. Отец Варфоломея был раньше богат, но из-за нападений татар, необходимости платить дань разорился, стал жить в Радонеже. Один из его сыновей Стефан стал монахом, Варфоломей же хотел быть иноком. Вместе пошли они в пустынное место. Поставили хижину, срубили церковь. Стефан потом ушел жить в монастырь. А Варфоломей принял постриг, стал Сергием. Много зверей было в пустыне. Сергий всегда кормил одного медведя, хотя кроме хлеба и воды ничего у него и не было, сам часто был голодным, но зверя угощал. Бог дал желание некоторым монахам поселиться вместе с Сергием. Он стал жить с монахами. Сергий жил в посте, соблюдал все добродетели. Сергий принимал участие во всех делах, нужных для монахов, он и рубил дрова, и готовил, и доставлял воду. Монахи сделали его игуменом, он стал учить монахов. Монастырь постепенно вырос. Сергий все больше трудился, старался беречь души монахов. Радовался за тех, кто молился и был близок к Богу, ругал занимающихся разговорами много лет. Вокруг монастыря стали жить люди. Сергий запрещал монахам что-то выпрашивать и велел заниматься благотворительностью, самим же ждать всегда милости от Бога. Странники и нищие жили в монастыре, а князья, воины получали Однажды великий князь Дмитрий пришел к Сергию спросить, надо ли ему выступать против Мамая. Сергий посоветовал ему идти против татар. Князь получил от Сергия благословение и отправился в дорогу. Перед битвой игумен послал гонца с сообщением князю Дмитрию, что русским воинам Бог. Татары были побеждены и бежали. Князь Дмитрий дал монастырю денег. Святой прожил еще до 25 сентября 1392 года, совершил молитву и умер.
Большое место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает такой жанр, как поэма. Одна из лучших, по мнению критиков – «Мцыри». Результат долгой и трудной деятельности М. Ю. Лермонтова.
Цепь событий проста: генерал забирает из плена ребенка с Кавказа, и, не успев доехать, тот подхватывает болезнь, что наталкивает генерала на мысль оставить ребенка в монастыре, там он и живет до конца своей жизни. Размышляя над названием поэмы, Лермонтов перебрал несколько вариантов, один из которых «Бэри», что означает «монах». Но задумка такова, что в центр произведения поставлен герой, который не против радостей обычного человека. Поэтому поэт выбрал другое название - «Мцыри», что в переводится как «неслужащий монах».
Со временем Мцыри не может вспомнить свое происхождение и свыкается с происходящим, но жажда свободы делает свое дело и герой сбегает из монастыря. В своей исповеди он рассуждает об отчаянии, что терзало его это время. Герой не видел ни отца, ни мать, но мечтает найти хотя бы близкого человека, чтобы было с кем разделить свое тепло. Он думает о движении жизни, поэтому решает сбежать из монастыря.
Патриотизм красной нитью проходит всю поэму, уже в эпиграфе говорится, что у каждого есть одна родина. Патриотизм перекликается с идеей свободы. Именно патриотизм и жажда свободы являются причинами побега из тюрьмы монастыря.
Мцыри встречается с красавицей-певицей. Девушка понравилась ему, но нужна свобода, поэтому он отказывается от любви.
Восторгает своими красотами пейзаж, описанный в произведении. С неимоверной любовью Мцыри рассуждает о куполообразных, красивых холмах, о деревьях, что растут кругом. Главный герой находится в гармонии с окружающим миром и чутко чувствует его.
Ключевой момент – это поединок с барсом. Не так страшна Мцыри смерть, как возвращение в свой монастырь. Когда он оказывается у стен монастыря, сила духа остается несломленной.
Сказать, что мне понравилось произведение «Мцыри», - это все равно, что ничего не сказать. Когда читаешь поэму, думаешь: «Что за удивительный дух, что за натура у Мцыри!». Когда ты ради цели готов бросить все, что у тебя есть – это дорогого стоит. Я считаю, что данная поэма - вершина творчества Лермонтова.
2. Назовите изобразительное средство: Стал получать барыши великие. Во своих палатах белокаменных...
3. Назовите прием, с которого создается напевный ритм былины: Все на пиру наедалися, Все на пиру напивалися...
4. Как называется прием, основанный на противопоставлении? Умный хвастает старым батюшком, Безумный хвастает молодой женой.
5. Садко обменивается репликами с новгородскими настоятелями. Как называется такая форма речевого взаимодействия?
2 вариант
1. На каком инструменте играл Садко?
2. Назовите изобразительное средство: Иной хвастает бессчетной золотой казной, Другой хвастает силой-удачей молодецкою, Который хвастает добрым конем...
3. Назовите прием, с которого создается напевный ритм былины: Который хвастает славным отчеством. Славным отчеством, молодым молодечеством...
4. Как называется прием, основанный на противопоставлении? Повыкуплю товары новогородские, Худые товары и добрые!
5. ответ Садко новгородским настоятелям представляет собой развернутую реплику. Как называется развернутое высказывание одного персонажа?
“Житие Сергия Радонежского” рассказывает, что родителей преподобного Сергия Радонежского звали Кирилл и Мария, они были добродетельные и благонравные. Когда ребенок находился в животе матери, то во время церковной службы он три раза прокричал. Младенец появился на свет. Иерей объяснил родителям, что младенец избран Богом. Когда мальчик вырос, то ему трудно было выучить грамоту. Он много молился, чтобы научиться грамоте. Однажды встретил он черноризца, который спросил Варфоломея, чего он хочет. Мальчик попросил черноризца за него, чтобы он обучился грамоте. Черноризец сказал ему, что он уже будет знать грамоту. И это чудо совершилось. Отец Варфоломея был раньше богат, но из-за нападений татар, необходимости платить дань разорился, стал жить в Радонеже. Один из его сыновей Стефан стал монахом, Варфоломей же хотел быть иноком. Вместе пошли они в пустынное место. Поставили хижину, срубили церковь. Стефан потом ушел жить в монастырь. А Варфоломей принял постриг, стал Сергием. Много зверей было в пустыне. Сергий всегда кормил одного медведя, хотя кроме хлеба и воды ничего у него и не было, сам часто был голодным, но зверя угощал. Бог дал желание некоторым монахам поселиться вместе с Сергием. Он стал жить с монахами. Сергий жил в посте, соблюдал все добродетели. Сергий принимал участие во всех делах, нужных для монахов, он и рубил дрова, и готовил, и доставлял воду. Монахи сделали его игуменом, он стал учить монахов. Монастырь постепенно вырос. Сергий все больше трудился, старался беречь души монахов. Радовался за тех, кто молился и был близок к Богу, ругал занимающихся разговорами много лет. Вокруг монастыря стали жить люди. Сергий запрещал монахам что-то выпрашивать и велел заниматься благотворительностью, самим же ждать всегда милости от Бога. Странники и нищие жили в монастыре, а князья, воины получали Однажды великий князь Дмитрий пришел к Сергию спросить, надо ли ему выступать против Мамая. Сергий посоветовал ему идти против татар. Князь получил от Сергия благословение и отправился в дорогу. Перед битвой игумен послал гонца с сообщением князю Дмитрию, что русским воинам Бог. Татары были побеждены и бежали. Князь Дмитрий дал монастырю денег. Святой прожил еще до 25 сентября 1392 года, совершил молитву и умер.