парадокс как литературный прием стал использоваться очень давно. первые его примеры можно обнаружить еще в эпохе Возрождения. в то время он был игры слов. но уже тогда поняли, что парадокс может быть опасным. он может не вести к истине, а наоборот уводить от нее. свое новое рождение этот литературный прием получил в 19-20 веках. в наше время большинство анекдотов построены на этом приеме. популярная сказка про Алису Льюиса Кэрролла - это яркий пример парадокса. парадоксы зачастую лежат в основе пословиц "тише едешь - дальше будешь". парадокс часто используется в детской поэзии. но говорить, что парадокс это художественно-публицистический очерк может быть и не совсем правильно.
Мёртвые душиМЁРТВЫЕ ДУШИ. 1. Несуществующие, придуманные люди для каких-либо махинаций, личных выгод. Мне как-то пришло в голову: вот Гоголь выдумал Чичикова, который ездит и скупает «мёртвые души», и так не выдумать ли мне молодого человека, который поехал на поиски любовных приключений? (Бунин. Поэт — сын века). Трудилась бухгалтер не по зарплате. И с каждым днём работы у неё становилось всё больше. Она делала приписки в отчётности, создавая «показатели»; выписывала деньги на «мёртвых душ»; оплачивала шабашникам те работы, которые они не выполняли (З. Александрова. Под маской «леди»). 2. Презр. Люди, не приносящие никакой пользы обществу. Ещё не подсчитано точно, сколько у нас теперь алкоголиков и пьяниц, но можно сказать, не боясь преувеличения, что исчисляются они уже миллионами. Эти «мёртвые души» безмерно вредят и нашей экономике, и нашей морали (Р. Армеев. Быть или… пить? — вот в чём вопрос). Подписка пошла в гору. Нажим Но до плановой цифры всё ещё было далеко. Тогда Лукашин опять стал доказывать, что добрая треть этой суммы падает на мёртвых душ, на тех, кто только на бумаге числится в колхозе (Ф. Абрамов. Две зимы и три лета). — Первоначальным источником является поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
В основе композиции пьесы — принцип контраста. Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и несправедливости человеческой жизни.
“Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу”. Этими восторженными словами механика-самоучки Кулигина начинается пьеса. Но люди, живущие рядом с Кулигиным, не замечают красоты природы.
2)Катерина росла в зажиточном купеческом доме легко, беззаботно, радостно. Рассказывая Варваре о своей жизни до замужества, она говорит:
"Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю". Воспитываясь в хорошей семье, она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - говорит она Варваре.
А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Основной конфликт у Катерины- со свекровью Кабанихой, которая всех в доме держит в страхе.
3) С внешней стороны будто бы все обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душное рабство.