Стихотворение"Листок", несомненно, философское.
Поэт использовал аллегорию, рассказывая о скитаниях
лирического героя .
Под символическим образом листка скрывается
через многие испытания, умудренный жизнью,
никем не понятый одинокий лирический герой.
Это намёк на кавказские ссылки Лермонтова, которые
вынудили поэта покинуть родное имение и блистательно
московское общество, отказаться от светской жизни
и многочисленных друзей.
По сути, Лермонтов оказался на чужбине.
Причем, против своей воли, как дубовый листок,
сорванный порывом ветра и перенесенный в степь.
Опаленный солнцем, пожелтевший и запылившийся,
он ищет пристанища на берегу Черного моря.
Точно также и поэт пытался найти себя в новом, чужом для
него и совершенно безразличном мире, рассчитывая на то,
что далекий Кавказ сможет стать его второй родиной.
Этого, к сожалению, не случилось, уж слишком разными
были мировоззрения поэта и тех людей, которые окружали
его на чужбине.
Подтверждает это и стихотворение, в котором дубовый листок
попытался прибиться к корням гордой красавицы-чинары,
одиноко стоящей на морском берегу.
Он глубоко тоскует по родственной душе, взаимной любви,
о чем свидетельствуют метафоры "засох","увял",
просит героиню принять его таким, какой он есть,
хочет вызвать её сострадание.
Листок просил у неё немного – всего лишь тени от раскидистых
ветвей, которая смогла бы защитить его от палящего южного
солнца. Взамен странник обещал рассказать чинаре много
удивительных историй о своих путешествиях.
Однако, увлекательные рассказы чинаре не нужны.
"Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?",-
таков был ответ гордой красавицы.
Если проводить параллель с жизнью поэта, то сходство
очевидно, так как талант Лермонтова, перед которым
многие преклонялись в России, оказался никому не нужным
на Кавказе с его восточной культурой и совершенно
иными жизненными ценностями.
Объяснение:
Базаров - нигилист. Он считает, что нужно всё разрушить, чтобы построить новый мир. Он молод, дерзок, эгоистичен. Встретив Кирсановых, особенно Павла Петровича Базаров начинает с ними дискуссии, споры, конфликты. Они не могут понять друг друга, не слышат, да и не хотят услышать друг друга. Базаров считает, что отцы ведут "глухую жизнь", что они консерваторы, глупые, не на что не личности. Так, Евгений презирает любовь Николая Петровича Кирсанова, ненавидит блеск, чистоту и гордость Павла Петровича. Он считает, что они ни на что не годные старики