Василий андреевич жуковский – один из лучших личностей россии. получив хорошее образование, отлично владея иностранными языками, он рано начал писать стихи и переводить иностранных поэтов. одним из его известных произведений является «кубок». начинается со слов коварного царя: «кто, рыцарь ли знатный иль латник простой, в ту бездну прыгнет с вышины? » бездной жуковский называет море, которое таковым и является: оно глубокое и полно разных неожиданностей. «бросаю свой кубок туда золотой»-, говорит царь и вместе с этим кубком бросает туда свою совесть. «кто сыщет во тьме глубины мой кубок и с ним возвратится безвредно тому и будет наградой победной», - продолжает король, уверенный, что на престоле, как и раньше, останется он один. «но рыцарь и латник недвижимо стоят; молчание – на вызов ответ; в молчанье на грозное море глядят; за кубком отважного нет», - под этими автор подразумевает, что в царстве такого бездумного короля живет разумный народ, который понимает, что в любом случае их владыка не будет делиться с ними своим троном. но тут появляется человек, который готов на отважный поступок. молодой паж или не понимает, что не разделит престол с королем, или жалеет короля, не хочет подводить его, позорить пред всем народом. далее описывается весь ужас, который творится в море: «из чрева пучины бежали валы, шумя и гремя в вышину; и волны стирались, и пена кипела: как будто гроза наступая ревела». «и воет, и свищет, и бьет, и шипит, как влага, мешаясь с огнем…», - так жуковский сравнивает огонь с королем, а влагу с молодым пажем. прыгнув в глубину, юноша как бы успокоил на время море: «над бездной утихло, в ней глухо шумит», - говорит автор. но на этом не заканчивается и события продолжают двигаться дальше: вновь все завыло, забилось, зашипело. ип тут – молодой паж показывается на поверхности: «мелькнула рука и плечо из волны…и борется, спорит с волной…и видит – весь берег потрясся от клича – он левою правит, а в правой добыча». «и каждый с весельем6 «он жив! », - повторял – чудеснее подвига нет! из темного гроба, из пропасти влажной спас душу живую красавец отважный», - что значит: паж спас совесть и душу короля, достав кубок из бездны. он счастлив и падает к царевым ногам, рассказывая о своем нелегком путешествии с «несказанными ». но царь беспощаден к нему и вновь бросает свой кубок в морскую пучину. он охвачен своим желанием выиграть эту схватку у . даже, его дочь – не помеха ему. и молодой юноша вновь отправляется в бездну. заканчивается просто, но трагически, свидетельствуя ио смерти молодого : «утихнула бездна… и снова шумит…и пеною снова полна…и с трепетом в бездну царевна глядит… и бьет за волною волна… приходит, уходит волна быстротечно, а юноши нет и не будет уж вечно». романтический герой совершает поступки не ради денег или славы, не ради любви, а ради самоутверждения, ради возможности вырваться из обыденности. зная, что обречен герой жуковского бросается в пучину вновь, потому что велико его желание сразиться с судьбо2й и вырваться из оков мира.
Название василия андреевича жуковского «кубок» символизирует состязание, борьбу, победу и поражение. начинается со слов царя, которые звучат как вызов: кто, рыцарь ли знатный иль ратник простой, в ту бездну прыгнет с вершины? бросаю мой кубок туда золотой: кто сыщет во тьме глубины мой кубок и с ним возвратится безвредно, тому он и будет наградой победной. кажется, что царь сам не верит в возможность такого «подвига опасного». не верят в это даже смелые рыцари, которые «недвижно стоят», когда царь уже в третий раз произносит эти слова. молодой паж бросается в морскую пучину за кубком. жуковский восхищается смелостью, красотой, молодостью этого героя, называя его «красавцем отважным». именно молодостью можно объяснить такой отчаянный поступок. паж хотел отличиться, стать героем, получить золотой кубок и руку царевны. интересно описание схватки юноши с морем. кажется, что и читатель, и автор, и герои вместе переживают за и не верят в его спасение: и бездна таинственно зев свой закрыла: его не спасёт никакая уж сила. образы моря и его «страшных жильцов» весь ужас, который испытал юноша. эпитеты, использованные жуковским, также нагнетают страх: …в пучину бездонной, зияющей мглы он бросил свой кубок златой. на удивление всем, паж выжил и достал кубок: «спас душу живую красавец отважный». не случайно автор употребил слово «душа» — этим он противопоставляет царю. мы понимаем, что такой царь ни с кем не будет делить престол и не отдаст дочь простому пажу. но одурманенный славой юноша не осознаёт этого: «…и в сладость была для него та награда». образ царя наполнен жестокостью и безжалостностью. интересно, что его дочь наоборот проявляет к пажу сострадание и жалость. но даже её смелая просьба не останавливает царя: …краснея, царю говорит: «довольно, родитель, его » вместе с царевной жуковский жалеет юношу, но одновременно он и осуждает его безумный поступок. исполняя капризы царя, молодой паж неоправданно рискует собственной жизнью: тогда, неописанной радостью полный, на жизнь и погибель он кинулся в волны… выиграв схватку с морем, герой проиграл схватку с коварством царя. «в нём жизнью небесной душа зажжена…», — так пишет автор о молодом юноше. но царь безжалостно потушил этот огонь жизни «волной за волною».
Тема произведения - это то , о чём в нём говорится .Тема здесь -ОСЕНЬ . Идея - то ,ради чего стихотворение написано .О чём хотел поведать нам автор ? .Чем поделиться .как оценивает то ,о чём говорит. Лермонтов показывает нам время года ОСЕНЬ с разных точек зрения : с точки зрения природы ,растений .животных и человека.Этот взгляд грустный ,потому что всё затихает ,замирает( жёлтые листья .поникшие ели ,мрачная зелень ,тусклый месяц и т.д.) Но ведь таков закон жизни, и мы понимаем ,что поэт грустит не безнадёжно .. Лермонтов восхищается разумной устроенностью живого мира. . Даже поле серебрится под тусклым светом. Лермонтов создает картину осени, полную естественности, гармонии,жизни.
Проблема взаимодействия Человека и Природы в романе Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Огромную роль в формировании представлений о «естественном человеке» сыграл роман Даниеля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» . Главное содержание романа - жизнь Робинзона на необитаемом острове. Основная тема романа - борьба человека с природой. Но она происходит в такой необычайной обстановке, что каждый самый обыкновенный факт - изготовление стола и стула или обжиг глиняной посуды - воспринимается как новый героический шаг Робинзона в борьбе за создание человеческих условий жизни. Герой Дефо - это живое воплощение представлений просветителей о современном им человеке, как о человеке «естественном» . Но Робинзон не «исходный пункт» истории. Он пользуется опытом и достижениями цивилизации, и он осознаёт всестороннюю зависимость от определенных социальных условий. Очутившись на острове, вынужденный заново и на пустом месте начинать жизнь, Робинзон, всеми силами постарался сохранить ему свойственные «домашние» привычки. Не новую жизнь он начал, а восстанавливал условия, необходимые для продолжения прежней своей жизни. В XXI веке человечество становится свидетелем поистине величайших технических достижений, и все же и сейчас нельзя не восхититься победами одинокого Робинзона, который заставил природу служить себе и который своими руками при самых примитивных инструментов и при сумел создать на необитаемом острове вполне сносные условия существования. Тем самым, Робинзон Крузо не «одичал» на необитаемом острове и не поддался отчаянию. Две противоборствующие стороны - Человек и Природа - обозначены Дефо с самого начала. Дефо показывает на примере своего героя, что наделенный разумом человек благодаря силе воли и упорному труду не только преодолеть природные катаклизмы, но подчинить себе окружающий мир природы, пользоваться его богатством, при этом умножая их. Будучи изначально цивилизованным человеком, Робинзон все же успешно достигает гармонии с природой. Реально описанная Дефо жизнь Робинзона Крузо на необитаемом острове -- это рассказ о жизни человечества путь от дикости до цивилизации. Именно естественное состояние Робинзона воспитывает его, как подчеркивается в романе. Книга Дефо становится гимном труду (прежде всего физическому) , прославляет оптимизм и стойкость перед лицом любых трудностей. Руссо в своем педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» утверждал, что юноша не должен читать ничего, кроме «Робинзона Крузо».