шаке́н кенжетаевич айма́нов (каз. шәкен кенжетайұлы айманов) (1914—1970) — казахский советский актёр, кинорежиссёр. народный артист (1959). член вкп(б) с 1940 года.
шакен айманов родился 2 (15) февраля 1914 года в баян-ауле (ныне — павлодарская область казахстана).
в 1928 году окончил среднюю школу. в 1931-1933 годах учился в казахском институте просвещения в семипалатинске.
в 1933 году приехал в алма-ату и был принят в труппу казахского театра драмы, в 1947—1951 годах — главный режиссёр этого театра. за время работы в театре проявил актёрское мастерство, которому была присуща яркость психологической характеристики. среди его лучших ролей: акан-сери («акан-сери — актокты» г. м. мусрепова), кобланды («каракипчак кобланды» м. о. ауэзова), казанцев («ночные раскаты» м. о. ауэзова), тихон («гроза» а. н. островского), иван шадрин («человек с ружьём» н. ф. погодина), петруччио («укрощение строптивой» у. шекспира), отелло («отелло» у. шекспира).
с 1938 года снимался в советских кинофильмах, с 1954 года — режиссёр ряда фильмов.
с 1963 года — первый секретарь правления ск казахской сср.
избирался депутатом вс казахской сср 4 и 7созывов.
брат — народный артист казахской сср, режиссёр казахского театра оперы и , кенжетаев каукен кенжетаевич (1916—2008)
зять — народный артист асанали ашимов.
шакен айманов был сбит машиной в москве 23 декабря 1970 года.
похоронен в алма-ате на центральном кладбище.
шәкен кенжетайұлы айманов (1914 ж. 15 ақпан — 1970 ж. 23 желтоқсан) — қазақтың әйгілі актері, режиссер.1964ж ксро-ның халық артісі. туып өскен жері павлодар облысының баянауыл ауданы. топырақ бұйырған жері алматы қаласы.
айманов шәкен (шаһкерім) — актер, режиссер, ксро халық артисі (1964). болашақ актер 1914 ж. 15 ақпанда қазіргіпавлодар облысының баянауыл ауданында туған. ол кішкентай кезінен жездесі қали байжановтың әндерін тыңдап өскен. ауыл мектебін бітіріп, (1928), семейдегі педагогикалық техникумға оқуға түскен. семей мұғалімдер техникумында оқып жүргенде 1932 ж. алматыдағы қазақ драма театрына шақырылады.
шәкен кино саласында да осы ұстанымдарын шебер пайдалана білді. оның «махаббат туралы аңыз» (1953), «дала қызы» (1954), «біздің сүйікті дәрігер» (1958), «алдар көсе» (1965), «туған жер» (1967), «атаманның ақыры» (1970) фильмдері қазақ кино өнеріне көркемдік төлтумалық дарытқан өміршең туындылар.
Перепуганные чиновники по глупости принимают ветреного мальчишку Хлестакова за столичного ревизора:
"...по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал‑губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой..."
По мнению Хлестакова, чиновники города N - "дурачье":
"...Здесь много чиновников. Мне кажется, однако ж, они меня принимают за государственного человека. Верно, я вчера им подпустил пыли. Экое дурачье!.."
Чиновники города N - взяточники. Они дают Хлестакову большие суммы денег - якобы в долг. На самом деле так чиновники дают Хлестакову взятки, надеясь задобрить строгого "ревизора":
"...Впрочем, чиновники эти добрые люди; это с их стороны хорошая черта, что они мне дали взаймы. Пересмотрю нарочно, сколько у меня денег. Это от судьи триста; это от почтмейстера триста, шестьсот, семьсот, восемьсот… Какая замасленная бумажка! Восемьсот, девятьсот… Ого! за тысячу перевалило..."
"...Все мне дают взаймы сколько угодно. Оригиналы страшные..."
У каждого из чиновников есть свои особенные черты, которые Хлестаков описывает в своем письме к другу Тряпичкину:
"...Во‑первых, городничий – глуп, как сивый мерин..."
"...Почтмейстер точь‑в‑точь департаментский сторож Михеев; должно быть, также, подлец, пьет горькую..."
"...Надзиратель за богоугодным заведением Земляника – совершенная свинья в ермолке..."
"...Смотритель училищ протухнул насквозь луком..."
"...Судья Ляпкин‑Тяпкин в сильнейшей степени моветон*..." (*невоспитанный)
По мнению Хлестакова, чиновники города N - гостеприимные и добродушные люди. Конечно, на самом деле, чиновники гостеприимны прежде всего потому, что боятся "ревизора" Хлестакова:
"...А впрочем, народ гостеприимный и добродушный..."
После отъезда Хлестакова доверчивые чиновники остаются в дураках и ругают себя за глупость:
"...Как же это, господа? Как это, в самом деле, мы так оплошали?.." (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин)