Персонажи: Вакула, Оксана, Пацюк, Черт. Портрет Оксаны: Девушка была окружена и избалована вниманием молодых людей. «Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли и обращались к другим, не так избалованным». Только кузнец Вакула не переставал любить её и надеялся, что красавица тоже его полюбит. Но гордая Оксана только издевалась и высмеивала его. Характер Оксаны: юная, беззаботная, насмешливая и ветренная девушка. Условие, которое Оксана поставила Вакуле, чтобы выйти за него замуж: принести черевички императрицы Екатерины великой. Он пошел в Россию, обдурил Черта и принес Оксане черевички, которые она просила.
Вакула – единственный в Диканьке кузнец, главный герой повести и мастер на все руки. Безумно влюблён в лучшую красавицу деревни Оксану и готов ради неё на всё. Оксана – дочь богатого казака Чуба, первая красавица в окрестностях. Ветрена, высокомерна, однако в душе ранима и влюбчива. Отказывает во взаимности всем парням Диканьки и в первое время насмехается над кузнецом, который рьяно добивается её расположения. Козак Чуб – богатый мещанин, зажиточный человек. Довольно ленив и боязлив, очень не любит кузнеца, но в то же время пылает страстью к матери Вакулы. Солоха – мать Вакулы, которая является ведьмой. Искусно поддерживает вражду между кузнецом и Чубом, а также оказывает знаки внимания всем видным мужикам Диканьки, надеясь заполучить их хозяйство. Чёрт – низшее демоническое существо, невзлюбившее Вакулу и действующее заодно с Солохой. Пытается одурманить кузнеца, однако в конечном итоге терпит фиаско. Пузатый Пацюк – местный знахарь, лекарь и колдун. Ранее был козаком, однако бежал с Сечи и обосновался в Диканьке. Имеет огромные размеры тела и практически не ходит.2В начале повести Оксана – юная беззаботная . насмешливая и ветреная девушка. « Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда, да и не будет никогда на селе. Оксана знала и слышала всё, что про неё говорили, и была капризна, как красавица ». Она была не только хороша собой, но, как дочь богатого казака, нарядно одевалась. Любила полюбоваться на себя в зеркале. Девушка была окружена и избалована вниманием молодых людей. « Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли и обращались к другим, не так избалованным» . Только кузнец Вакула не переставал любить её и надеялся, что красавица тоже его полюбит. Но гордая Оксана только издевалась и высмеивала его. Ей нравилось, что кузнец так сильно любит её, что готов выполнить любое её желание. А однажды заявила перед подругами «Будьте все вы свидетельницы, если кузнец Вакула принесёт ей те самые черевички, которые носит царица, то вот моё слово, что выйду тот час же за него замуж» . Только, когда кузнец попрощался с нею, Оксана призадумалась. Она поняла, что слишком жестоко поступила с ним. « Но что если он, в самом деле ушел с намерением никогда не возвращаться в село? А вряд ли и в другом месте где найдётся такой молодец, как кузнец! Он же так любил её! Он долее всех выносил её капризы! Произошло то, что так долго добивался кузнец. Оксана полюбила его. « На сердце у неё столпилось столько разных чувств, одна другого досаднее, одно другого печальнее, что лицо её выражало одно только сильное смущение; слезы дрожали на глазах.3.Всем сердцем любит кузнец прекрасную Оксану. Но девушка поставила ему условие: "Достань, кузнец, царицыны черевички, выйду за тебя замуж".
Врассказе валентина распутина учительница французского языка совершила необычный поступок по отношению к своему ученику, который жил далеко от дома.учительнице пришлось пожертвовать работой ради мальчика, его могли бы выгнать из школы или наказать на линейке перед всей школой за то, что он играет в «чику» на деньги. для мальчика было бы большим позором, если бы его выгнали из школы. он не смог бы выучиться, хотя учился на отлично. мальчику надо было заниматься французским: у него хромало произношение. и учительница пригласила его к себе домой на дополнительные занятия. вскоре она предложила поиграть с ней на деньги в «замеряшки». мальчик не понимал, как учительница с ним может играть на деньги, но согласился. учительница объяснила правила, и они стали играть.
Тема детства глубоко органична для творчества толстого и выражает характерные черты его воззрений на человека и общество. и не случайно, что толстой посвятил этой теме свое первое художественное произведение. ведущим, основополагающим началом в духовном развитии николеньки иртеньева есть его стремление к добру, к правде, к истине, к любви, к красоте. первоначальным источником этих его высоких духовных устремлений является образ матери, которая олицетворяла для него все самое прекрасное. большую роль в духовном развитии николеньки сыграла простая женщина наталья савишна. в своей повести толстой называет детство счастливейшей порой человеческой жизни. "счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! . вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и силы веры, которыми обладаешь в детстве? какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни? " детские годы николеньки иртеньева были беспокойными, в детстве он испытал немало нравственных страданий, разочарований в окружающих его людях, в том числе и самых близких для него, разочарований в самом себе. толстой рисует, как постепенно перед николенькой раскрывается несоответствие внешней оболочки окружающего мира и истинного его содержания. николенька постепенно уясняет, что люди, с которыми он встречается, не исключая самых близких и дорогих для него людей, на деле вовсе не такие, какими они хотят казаться. он замечает в каждом человеке неестественность и фальшь, и это развивает в нем беспощадность к людям. замечая и в себе эти качества, он нравственно казнит себя. для этого характерен такой пример: николенька написал стихи по случаю дня рождения бабушки. в них есть строка, говорящая, что он любит бабушку как родную мать. обнаружив это он начинает доискиваться, как мог он написать такую строку. с одной стороны, он видит в этих словах как бы измену по отношению к матери, а с другой неискренность по отношению к бабушке. николенька рассуждает так: если эта строка искренняя, значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему, значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. в результате в николеньке укрепляется аналитическая способность. подвергая все анализу, николенька обогащает свой духовный мир, но тот же самый анализ разрушает в нем наивность, безотчетную веру во все доброе и прекрасное, что толстой считал "лучшим даром детства". это хорошо показано в главе "игры". дети играют, и игра доставляет им большое наслаждение. но они получают это наслаждение в той мере, в какой игра кажется им настоящей жизнью. как только утрачивается эта наивная вера, игра становится неинтересной. николенька размышляет: "ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. а игры не будет, что ж тогда останется? " эта последняя фраза многозначительна. она свидетельствует о том, что настоящая жизнь (не игра) мало доставляет радости николеньки. настоящая жизнь - это жизнь "больших", то есть взрослых, близких ему людей. николенька живет как бы в двух мирах - в мире взрослых людей, полном взаимного недоверия, и в мире детском, привлекающем своей гармонией. большое место в повести занимает описание чувства любви в людям. детский мир николеньки, ограниченный пределами патриархальной дворянской семьи и наследственной усадьбы, действительно полон для него тепла и очарования. нежная любовь к матери и почтительное обожание отца, привязанность к чудаковатому добряку карлу ивановичу, к наталье савишне, убеждение, что все окружающее существует только для того, чтобы "мне" и "нам" было хорошо, детская дружба и беспечные детские игры, безотчетная детская любознательность все это вместе взятое окрашивает для николеньки окружающий его мир в самые светлые, радужные тона.
Портрет Оксаны: Девушка была окружена и избалована вниманием молодых людей. «Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли и обращались к другим, не так избалованным». Только кузнец Вакула не переставал любить её и надеялся, что красавица тоже его полюбит. Но гордая Оксана только издевалась и высмеивала его.
Характер Оксаны: юная, беззаботная, насмешливая и ветренная девушка.
Условие, которое Оксана поставила Вакуле, чтобы выйти за него замуж: принести черевички императрицы Екатерины великой. Он пошел в Россию, обдурил Черта и принес Оксане черевички, которые она просила.