Главная идея повести " Тарас Бульба" заключается в единстве русского народа, включающего в себя так называемую украинскую его часть, москалей и бялоруссов, в борьбе этого народа за независимость своей родины от польской шляхты и в любви русских людей к своей Родине. Это проявляктся и у Тараса, и у его сына Остапа и у Андрея. Трагедия этой семьи в том, что младший сын Андрей попадает под влияние красивой панской дочери и теряет голову от любви к женщине, что для казака в те времена являлось позором .( Вспомните песню о Стеньке Разине и перидской княжне. Так должен был поступать козак ) А Андрей идет в своем позоре еще дальше . Он предает Родину, отца, брата, товарищей по оружию и переходит на сторону своих врагов, за что отец его убивает. Заметте он встечает смерть как заслуженную кару, так как понимает глубину своего падения. Остапа казнят ляхи, Тарас гибнет в стычке с поляками. . Но эти смерти великие отданные за Родную Русскую землю оставляют их в памяти народа навечно.
писатель иносказательно передал россии, которую оценивал критически. жителей российской империи он назвал «глуповцами». они являются жителями одноименного города, жизнь которого описана в «глуповской летописи». данный этнос произошел от древнего народа под названием «головотяпы». за свое невежество они были переименованы соответствующе.
головотяпы враждовали с соседними племенами, а также между собой. и вот устав от ссор и беспорядков, они решили найти себе правителя, который устроил бы порядок. через три года они нашли подходящего князя, который согласился править ими. вместе с приобретенной властью люди основали город глупов. так писатель обозначил формирование древней руси и призвание рюрика на княжение.
сначала правитель послал им наместника, но тот проворовался, и тогда он прибыл самолично и навел жесткие порядки. так салтыков-щедрин представлял себе период феодальной раздробленности в средневековой россии.
далее писатель прерывает повествование и перечисляет биографии знаменитых градоначальников, каждая из которых – отдельная и законченная . первым был дементий варламович брудастый, в голове которого располагался органчик, что играл лишь две композиции: «не потерплю! » и «разорю! ». потом у него сломалась голова, и настало безначалие – смута, которая пришла после смерти ивана грозного. именно его автор изобразил в образе брудастого. далее появились одинаковые самозванцы-близнецы, но их вскоре убрали – это появление лжедмитрия и его последователей.
воцарилась анархия на неделю, в течение нее друг друга сменяли шестеро градоначальниц. это эпоха дворцовых переворотов, когда в российской империи правили одни женщины и интриги.
семен константинович двоекуров, который учредил медоварение и пивоварение, скорее всего, является прообразом петра первого, хоть данное предположение и идет вразрез с хронологией. но реформаторская деятельность и железная рука правителя уж похожи на характеристику императора.
начальники сменялись, их самомнение росло пропорционально градусу абсурда в произведении. откровенно безумные реформы или же безысходный застой губили страну, народ скатывался в нищету и невежество, а верхушка то пировала, то воевала, то охотилась за женским полом. чередование непрекращающихся ошибок и поражений к ужасающим последствиям, сатирически описанным автором. в конце концов, последний правитель угрюм-бурчеев умирает, и после его кончины повествование обрывается, а из-за открытого финала брезжит надежда на изменения к лучшему.
так же нестор описал возникновения руси в «повести временных лет». эту параллель автор проводит специально, чтобы намекнуть, кого же он подразумевает под глуповцами, и кто все эти градоначальники: полет фантазии или реальные правители? писатель четко дает понять, что описывает не весь род человеческий, а именно россию и ее порочность, переиначивая ее судьбу на свой лад.
композиция выстроена в хронологической последовательности, в произведении классическое линейное повествование, но каждая глава – вместилище полноценного сюжета, где есть свои герои, события и итоги.