Краткое содержание
Часть первая
Сорочинская ярмарка
Главы 1-4
На ярмарку отправился мужик вместе со своей неугомонной супругой и юной красавицей-дочкой. Проезжая «толпу стоявших на мосту парубков», девушка засмотрелась на пригожего юношу, а тот, увидев красавицу, во всеуслышание заявил, что готов отдать «все свое хозяйство, чтобы поцеловать ее». В ответ на него посыпались ругательства со стороны мачехи.
На ярмарке «парубок в белой свитке, с яркими очами» отыскал приглянувшуюся ему девушку. Между молодыми людьми вспыхнула искра. Парень решил, не теряя времени, попросить у ее отца согласия на свадьбу. Солопий Черевик, узнав в парубке Охримова сына – Грицька, был не против отдать за него свою единственную дочь Параску. Но неожиданно на пути молодых стала Хивря – жена Солопия и мачеха Параски.
Главы 5-11
Увидев пригорюнившегося парубка, местный цыган предложил ему Грицько согласился дешево продать своих волов цыгану, лишь бы тот ему жениться на Параске.
Тем временем к Хивре пришел попович Афанасий Иванович в надежде получить от дородной красавицы кушаний «послаще всех пампушечек и галушечек». Однако свидание не задалось – на улице послышались голоса, и Хивря живо спрятала своего поклонника.
Солопий Черевик пригласил гостей отужинать, и от кума узнал легенду о «красной свитке» – чертовой проделке, что мешала честным людям торговать. Воспользовавшись этой легендой, хитрый цыган ловко разыграл Солопия.
Главы 12-13
недалекого Черевика стал Грицько, который в качестве награды потребовал от мужика свадьбы, да такой, «чтобы целый год болели ноги от гопака», и тот с радостью согласился. Так цыган получил волов, а парубок – жену.
История не новая, так как соблазненных и брошеных девушек было много. Почему не было будущего у отношений главных героев? Почему их разрыв был предрешен? Всему виной, конечно, легкомысленность характера Эраста. Но есть причины, спрятанные глубже - сословные неравенство и предрассудки. Были единичные случаи, когда барин брал в жены крестьянку. Так было заведено, что за последствия связи должна была отвечать девушка, а парень умывал руки. И осуждение было не на мужчине, а на его возлюбленной.