Судьба - ход жизненных событий, не зависящих от человека. Случай - то, что появляется непредвиденно. Случай играет огромную роль в «Пиковой Даме» на идейном уровне. Случайностей с Германном происходит очень много: случайно он узнаёт о трёх картах, случайно он попадает к дому старухи, как бы случайно ему выпадает пиковая дама. Судьба испытывает главного героя, посылая ему случайности. Последняя случайность (пиковая дама вместо туза) становится закономерностью, так как это наказание за безнравственный выбор.
Цель жизни Германа - обогащение. Герой стоит перед нравственным выбором: достичь цели он может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем в карты. Он выбирает быстрый и лёгкий путь - игру. Когда графиня раскрывает Герману тайну, она опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть.
Герман опять делает выбор в свою пользу: он не собирается выполнять условия графини, он думает о том, как ему распорядиться выигрышем.
Герман просчитался, потому что выбрасывает людей из своей жизни, как заигранные карты. Он развивает худшую сторону своей натуры, поэтому его сумасшествие - это следствие его выбора.
Характер, нравственный выбор и судьба человека оказываются взаимосвязанными. Что же является доминантой среди этих составляющих?
Доминантой является выбор человека.
2.Какую роль играет случай на композиционном и сюжетном уровне?
Случай лежит в основе композиции и сюжета.
Композиция
Карточная игра - как социальная модель. Борьба двух противников: понтёр-банкомёт, человек-случай.
Сюжет
Жизнь, мир развиваются по своим законам. Врываясь в жизнь, случай оживляет её, играет решающую роль для одного человека, но мир продолжает жить по своим правилам. Германн проигрывает и сходит с ума, а карточная игра спокойно продолжается; случай определяет сюжет.
Общий вывод
От чего же зависит жизнь человека в повести «Пиковая Дама» ? На жизнь человека влияет его натура, нравственный выбор, судьба. Все они взаимосвязаны, но доминирующим всё же является выбор человека. “Образ жизни развить, усилить или задушить природные человеческие качества”.
оведение в бою.
Остап склонен к обдуманым решениям, беспокоится не тольео о себе, но и о товарищах. Не даром старые запорожцы подобрали его куренным атаманом. И даже Тарас говорит, что есть в Остапе задатки настоящего полководца.
Андрих бросается в бой, не видя ничего, понлностью погружаясь в музыку битвы. Отец хвалит его, но понимает, что Андрию не достигнуть таких высот как Остапу.
Отношение к жизни.
Остап Не был предводителем в шалостях, но охотно принимал в них участие, и нес наказание за свои поступки.
Андрий был изобретателен, если мог увертывался от наказания.
Учеба в бурсе.
Остап не хотел учиться, 4 раза закапывал сой букварь, пока отец не пригрозился, что не пошлет сына на Сечь. И Остап усердно взялся за учебу.
Андрий учился охотно, легко, и без напряжения.
Поступки
Остап тянулся к войне т пиршествам. Он был суров, прямодушен и добр, на сколько можно было в то яжолое время. Уезжая из родного дома, он единственный думал о свей несчастной матери.
Душа Андрия была открыта и восприимчива для иных проявлений красоты в жизни.
Смерть
Во время казни Остап вынес нечеловеческие мучения, не выдав ни единого крика.
Андрий бледный и трепещущий стоит перед судом своего отца, но во время смерти последним его словом было имя прекрасной полячки... Он так и не осознал своей ошибки...
Ну как я понял, тебе нужно это.