А.А. Блок. О, Я ХОЧУ БЕЗУМНО ЖИТЬ...О, я хочу безумно жить: Всё сущее - увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить! Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне,- Быть может, юноша весёлый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство - разве это Сокрытый двигатель его? Он весь - дитя добра и света, Он весь - свободы торжество!5 февраля 1914
А.А.Ахматова. Я НАУЧИЛАСЬ ПРОСТО, МУДРО ЖИТЬ…
Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.
Май 1912, Флоренция
Стихотворения написаны талантливыми поэтами примерно в одно и то же время - в начале 20-го века.
Оба стихотворения о жизни и творчестве. Блок и Ахматова рассуждают о том, как они пишут, насколько стихи соответствуют их внутреннему состоянию, в обоих стихотворениях есть упоминание о личных драмах. Оба стихотворения написаны ямбом.
Но в то же время, это совершенно разные стихотворения.
Стихотворение А.А.Блока - энергичное и оптимистичное. Поэт устами лирического героя искренне говорит о том, зачем ему так хочется жить - чтобы воплотить художественные замыслы, переполняющие его. Увековечить сущее и воплотить несбывшееся. И тяжкий "сон жизни", в котором он задыхается, - не помеха. И надеется, что потомки его правильно поймут.
Фразы отточенные короткие, с анафорами ("пусть" во второй и "он весь" - в третьей строфах). Художественные приемы и красоты не отвлекают Блока. И только талант рождает метафоры "дитя добра и света" и "свободы торжество", которыми поэт оценивает себя и свое творчество.
А стихотворение А.А. Ахматовой - грустное, чисто женское. Лирическая героиня хочет поделиться опытом переживания краха надежд на личное счастье. Она говорит о хрупком спокойствии, о том, как оно достигается: долгими прогулками, молитвами, любованием красотой природы, домашним уютом с мурлыкающим котом и "веселыми стихами о жизни тленной, тленной и прекрасной." И это повторение "тленной" говорит о том, что веселые стихи писать ой как непросто! Осень наступила и в природе, и во взаимоотношениях. Но жизнь прекрасна палитрой переживаний, в которой есть и мрачные краски.
И в стихотворении много художественных приемов. Часты предложения с инверсией. Окружающий героиню мир описывается эпитетами. Используются метафоры (прорезывает тишь), символы (поникшая кисть, кот, аист), тревога олицетворяется - ее нужно "утомить".
Таким образом в этих стихотворениях со сходной тематикой (жизнь и творчество) описаны два мира, два разных состояния, две личности.
Стихотворение Ахматовой всё-таки говорит о том, что женщина приближена к спокойствию души, к МУДРОСТИ, она идёт к утомлению своей тревоги. У Блока же все немного иначе, В своём стихотворении втор показывает своего идеального героя, который готов ко всем безумствам и проблемам окружающего мира.
Лавный герой повести В. О. Богомолова — мальчик Иван. Её действие происходит во время Великой Отечественной войны. Уже в первые дни войны судьба жестоко распорядилась с Иваном: отец убит на границе, полуторагодовалая сестрёнка погибла у него на глазах. И герой принял решение — мстить врагу, стать полезным нашей армии. Иван — ещё совсем мальчик: он играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, будто настоящий командир. Он хотел бы остаться ребёнком, но вынужден каждый день смотреть в лицо смерти. Иван подолгу живёт на оккупированной немцами территории, ходит по деревням, посёлкам и собирает для штаба сведения о силе врага и его вооружении. Он всё видит, всё запоминает. И информация, которую он добывает, очень ценна. Читая о пребывании мальчика в тылу врага, понимаешь, что ему тяжело и страшно: он один, опасные ситуации возникают ежедневно, а совета спросить не у кого. Каким же нужно быть мужественным, волевым человеком — ведь рассчитывать приходилось только на себя. Даже смелый Холин в разговоре с Гальцевым сказал: «Третий год воюешь? . .И я третий. . .А в глаза смерти — как Иван! — мы, может, и не заглядывали. . .За тобой батальон, полк, целая армия. . .А он один — Ребёнок! » Холин, Гальцев, Катасоныч — это взрослые друзья Ивана по партизанскому отряду. Они относятся к нему по-отцовски, с нежностью, всё готовы для него сделать, потому что понимают, как опасна работа, которую выполняет мальчик для штаба армии.
Сказка-быль “Кладовая солнца” — одно из интереснейших произведений Михаила Михайловича Пришвина. В ней он рассказывает о самостоятельной жизни детей-сирот, Насти и Митраши. Картины описания быта детей сменяются интересными приключениями, выпавшими на их долю по пути на Слепую Елань. Дети есть дети, они часто спорят, не соглашаются друг с другом, отстаивают свою правоту. Это чуть не стоило жизни Митраше. Но мальчик, попав в болото, не растерялся, проявил смекалку и мужество, поэтому остался жив.
Травка — добрая и умная собака, она привыкла на охоте Антипычу, поэтому пошла на голос Митраши.
Стосковавшись по человеческой ласке после смерти хозяина, Травка принимает Митрашу за Антипыча, и благодаря смекалке мальчик из трясины. Мне, городской жительнице, интересно читать рассказы о природе. Я как бы вместе с героями путешествую по лесу, пугаюсь, встретив змею и лося, радуюсь счастливому избавлению Митраши от опасности.
Такие рассказы понять и полюбить окружающую природу, научиться читать ее загадочные страницы
О, Я ХОЧУ БЕЗУМНО ЖИТЬ...О, я хочу безумно жить:
Всё сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,-
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство - разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - дитя добра и света,
Он весь - свободы торжество!5 февраля 1914
А.А.Ахматова.
Я НАУЧИЛАСЬ ПРОСТО, МУДРО ЖИТЬ…
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Май 1912, Флоренция
Стихотворения написаны талантливыми поэтами примерно в одно и то же время - в начале 20-го века.
Оба стихотворения о жизни и творчестве. Блок и Ахматова рассуждают о том, как они пишут, насколько стихи соответствуют их внутреннему состоянию, в обоих стихотворениях есть упоминание о личных драмах. Оба стихотворения написаны ямбом.
Но в то же время, это совершенно разные стихотворения.
Стихотворение А.А.Блока - энергичное и оптимистичное. Поэт устами лирического героя искренне говорит о том, зачем ему так хочется жить - чтобы воплотить художественные замыслы, переполняющие его. Увековечить сущее и воплотить несбывшееся. И тяжкий "сон жизни", в котором он задыхается, - не помеха. И надеется, что потомки его правильно поймут.
Фразы отточенные короткие, с анафорами ("пусть" во второй и "он весь" - в третьей строфах). Художественные приемы и красоты не отвлекают Блока. И только талант рождает метафоры "дитя добра и света" и "свободы торжество", которыми поэт оценивает себя и свое творчество.
А стихотворение А.А. Ахматовой - грустное, чисто женское. Лирическая героиня хочет поделиться опытом переживания краха надежд на личное счастье. Она говорит о хрупком спокойствии, о том, как оно достигается: долгими прогулками, молитвами, любованием красотой природы, домашним уютом с мурлыкающим котом и "веселыми стихами о жизни тленной, тленной и прекрасной." И это повторение "тленной" говорит о том, что веселые стихи писать ой как непросто! Осень наступила и в природе, и во взаимоотношениях. Но жизнь прекрасна палитрой переживаний, в которой есть и мрачные краски.
И в стихотворении много художественных приемов. Часты предложения с инверсией. Окружающий героиню мир описывается эпитетами. Используются метафоры (прорезывает тишь), символы (поникшая кисть, кот, аист), тревога олицетворяется - ее нужно "утомить".
Таким образом в этих стихотворениях со сходной тематикой (жизнь и творчество) описаны два мира, два разных состояния, две личности.