Мы любим зиму, любим снег. Он меняется, он бывает разным, и, чтобы рассказать о нём, нужны разные слова.
И с неба снег падает по-разному. Вскинешь голову — и кажется, что с облаков, как с ветвей новогодней ёлки, срываются клочья ваты. Их называют хлопьями — это снежинки, слипшиеся на лету. А бывает снег, которому лицо не подставишь: твёрдые белые шарики больно секут лоб. У них другое название — крупка.
Чистый, только что запорошивший землю снег зовут порошею. Нет лучше охоты, чем по пороше! Все следы свежие на свежем снегу!
И на земле снег лежит по-разному. Если и лёг — это не значит, что до весны успокоился. Подул ветер — и снег ожил.
Идёшь по улице, а у ног — белые вспышки: снег, выметаемый дворником-ветром, струится, течёт по земле. Это низовая метель — позёмка.
Если же ветер кружит, вьёт в воздухе снег — это вьюга. Ну, а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться снежная буря — буран. Крикнешь — и голоса не услышишь, в трёх шагах ничего не видать.
Февраль — месяц метелей, месяц бегучих и летучих снегов. В марте снег становится ленивым. Он уже не разлетается с руки, как лебединый пух, он стал неподвижным и твёрдым: ступишь на него — и не провалится нога.
Это над ним колдовали солнце и мороз. Днём на солнышке всё таяло, ночью подмёрзло, и снег подёрнулся ледяной коркой, зачерствел. Для такого чёрствого снега есть у нас своё жёсткое слово — наст.
Тысячи человеческих глаз зимой наблюдают за снегом. Пусть среди них будут и твои пытливые глаза.
Зима сама по себе прекрасное, морозное, снежное время года. Когда наступает зима, все становится как будто заколдованным. Леса покрыты серебром. Поля и дома одели белые шубы, которые на солнце переливаются так, что ослепляют глаза. А как прекрасны ели, сосны, которые наклонили свои могучие лапы под тяжестью снега, или покрытые инеем деревья, которые сверкают на солнце серебром.
В.Г.Белинский так характеризовал трёх главных героев: 1. Ивана Грозного: "...Взгляд очей его-молния,звук речей его-гром небесный,порыв гнева его -смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи , проблёскивает величие падшего... но сильного и благородного по природе своей духа" 2. Опричника Кирибеевича: "Какая сильная, могучая натура! Её страсть -лава, её горесть тяжела и трудна... Вы видите , что любовь ...- не шуточное дело , не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!" 3. Купца Калашникова: "... Это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и коротки только до тех пор , пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут... Есть души, лозунг которых - всё или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемнённой славы..."
Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог его работы над русским фольклором. Интерес к фольклору был характерен для русской литературы 30-х годов, когда страна переживала глубокий кризис. Находясь на перепутье, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на внутренние ресурсы. Дворянская и народная культура в России были разделены глубокой пропастью, и роль посредника между ними взяла на себя литература. “Песня...” написана в особом жанре, Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие “Песнью” “доброго боярина и боярыню его белолицую”, играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи “Песни.. ”, нелично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество правды-матушки в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою яичную честь, стал фактом народной истории. Выбор исторического периода для сюжета народной поэмы вполне объясним: Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую просвещенным государем Николаем I. Главное, что вытекает из этого сопоставления — колоссальная разница масштаба личности различных эпох. Все герои “Песни...” — яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя либо в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, либо в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически. Одна из важнейших характеристик героев “Песни...” — их принадлежность к клану, к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок. Он — из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и его братья. Вся система нравственных ценностей, согласно которой живет Степан Парамонович с его особым внутренним миром, основана на том, что превыше всего — честное имя; каждый человек ответствен за каждый свой шаг не только перед собой, но и перед своими предками и потомками. Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к определенному клану. Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду Скуратовых. Имя Малюты Скуратова, приспешника Ивана Грозного, наводило ужас на честной народ. Но не это мрачное имя составляет основу самоощущения Кирибеевича. Он прежде всего — царский опричник, приближенный государя, один из воинов его личного войска. Опричнина была наделена колоссальными правами, пользовалась с благословения Ивана Грозного абсолютной безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич. ..
Снежные слова
Мы любим зиму, любим снег. Он меняется, он бывает разным, и, чтобы рассказать о нём, нужны разные слова.
И с неба снег падает по-разному. Вскинешь голову — и кажется, что с облаков, как с ветвей новогодней ёлки, срываются клочья ваты. Их называют хлопьями — это снежинки, слипшиеся на лету. А бывает снег, которому лицо не подставишь: твёрдые белые шарики больно секут лоб. У них другое название — крупка.
Чистый, только что запорошивший землю снег зовут порошею. Нет лучше охоты, чем по пороше! Все следы свежие на свежем снегу!
И на земле снег лежит по-разному. Если и лёг — это не значит, что до весны успокоился. Подул ветер — и снег ожил.
Идёшь по улице, а у ног — белые вспышки: снег, выметаемый дворником-ветром, струится, течёт по земле. Это низовая метель — позёмка.
Если же ветер кружит, вьёт в воздухе снег — это вьюга. Ну, а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться снежная буря — буран. Крикнешь — и голоса не услышишь, в трёх шагах ничего не видать.
Февраль — месяц метелей, месяц бегучих и летучих снегов. В марте снег становится ленивым. Он уже не разлетается с руки, как лебединый пух, он стал неподвижным и твёрдым: ступишь на него — и не провалится нога.
Это над ним колдовали солнце и мороз. Днём на солнышке всё таяло, ночью подмёрзло, и снег подёрнулся ледяной коркой, зачерствел. Для такого чёрствого снега есть у нас своё жёсткое слово — наст.
Тысячи человеческих глаз зимой наблюдают за снегом. Пусть среди них будут и твои пытливые глаза.
(И. Надеждина)