Лингвисты, слависты, этнографы XXI в. активно разрабатывают направление, в котором язык рассматривается как культурный код нации, а не просто орудие коммуникации и познания. Фундаментальные основы такого подхода были заложены трудами В.Гумбольдта, А.А.Потебни и других ученых. Например, В.Гумбольдт утверждал: «Границы языка моей нации означают границы моего мировоззрения» [Гумбольдт: 123-134].
Язык не только отражает реальность, но интерпретирует ее, создавая особую реальность, в которой живет человек. Именно поэтому философия рубежа тысячелетий развивается на базе использования языка. А.М.Хайдеггер, выдающийся мыслитель нашего времени, назвал язык «домом бытия» [Хайдеггер: 233]. Поэтому и этнолингвистика как наука, раскрывающая соотношение язык - этнос - культура, занимает авангардные методологические позиции в системе всякого гуманитарного знания, и обойтись без ее при изучении языковых особенностей художественного текста невозможно.
Как известно, методологической основой этнолингвистики является семиотический изоморфизм языка и этнической культуры как знаковых систем, соотнесённость языков мира с этническими общностями, выполнение языком этноинтегрирующих и этнодифференцирующих функций.
Язык как зеркало народной культуры, народной психологии и философии, во многих случаях как единственный источник истории народа и его духа давно воспринимался таковым и использовался культурологами, мифологами, этнологами, лингвистами в их разысканиях. Язык - наиболее плодотворный путь к разгадке тайны человека и характера народов. В связи с этим, приведем основные положения концепции учения Гумбольдта:
1) материальная и духовная культура воплощаются в языке
2. Сослуживцы и остальные не обращали внимания на Акакия, а если и обращали, только усмехались над ним. Он был снова муха.
4. Акакий любил брать работу на дом, переписывая документы.
8. Он поник духом при этой новости из-за того, что ему придется покупать новую, а денег толком на еду даже не хватало.
10. Новая шинель стала его мечтой, потому что он представил как будет в ней выглядить, как к нему будут относиться с ней и в ней он видел свою первую за жизнь цель. Акакий экономил на всем.
11. После пропажи шинели в нем умер чиновник, он увидел всё безразличие людей к нему. И после этого в нем умер его чиновник, но не как не человек, так как человеческая душа у него давно была мертва.
14. Маленький человек - человек, который не может постоять за себя и он будто бы маленький (но не телом, а внутренней натурой). Он не может постоять за себя, он не имеет собсвенное мнение.
19. Гоголую это понадобилась ради того, чтобы показать, что он умер не просто телом, а то, что внутри умер тот чиновник, который потом стал мстить всем тем, кто отказал ему в