перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением анчар.
создания стихотворения – оно написано в 1828 году, когда прошло два года, как пушкину было позволено вернуться из ссылки. поэту стало ясно, что его идеям о творчестве без ограничений не суждено сбыться, и он излил свою печаль в тексте этого произведения.
тема стихотворения – гибельность власти, у которой нет ограничений. силу этого явления пушкин познал на себе, что сделало стихотворение необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким.
композиция – произведение состоит из двух частей: в первой говорится о дереве, источающем яд, во второй – о человеке, который, повинуясь приказу своего господина, принес “смертельную смолу” и умер, сам отравленный ею.
жанр – лирическое стихотворение с элементами .
стихотворный размер – четырехстопный ямб.
метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь черный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“.
эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мертвую“, “густой прозрачною смолою“.
сравнения – “анчар, как грозный часовой“.
инверсии – “зелень мертвую“, “густой прозрачною смолою“, “вихорь черный”.
перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением анчар.
создания стихотворения – оно написано в 1828 году, когда прошло два года, как пушкину было позволено вернуться из ссылки. поэту стало ясно, что его идеям о творчестве без ограничений не суждено сбыться, и он излил свою печаль в тексте этого произведения.
тема стихотворения – гибельность власти, у которой нет ограничений. силу этого явления пушкин познал на себе, что сделало стихотворение необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким.
композиция – произведение состоит из двух частей: в первой говорится о дереве, источающем яд, во второй – о человеке, который, повинуясь приказу своего господина, принес “смертельную смолу” и умер, сам отравленный ею.
жанр – лирическое стихотворение с элементами .
стихотворный размер – четырехстопный ямб.
метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь черный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“.
эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мертвую“, “густой прозрачною смолою“.
сравнения – “анчар, как грозный часовой“.
инверсии – “зелень мертвую“, “густой прозрачною смолою“, “вихорь черный”.
М. Е. Салтыков-Щедрин считает, что первоосновой и источником жизни является простой русский мужик, что создатель всего того, что нас окружает, — народ. Нет народа — государство погибнет. Он поэтизирует ловкость и находчивость мужика, его трудолюбивые руки и чуткость к кормилице-земле. Генералы на таком фоне выглядят жалкими, никчемными людьми, совершенно не при к жизни, умеющими лишь отдавать приказы. Эти люди (если их можно так назвать) не вызывают у читателя ничего, кроме чувства презрения.
Самодовольные, «сытые, белые, веселые» , они воспринимают все блага в жизни как должное, как непреложный атрибут дворянского происхождения. «Вот как оно хорошо быть генералами — нигде не пропадешь! » — так рассуждают генералы из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» .
Автор постоянно подчеркивает бесполезность существования генералов, их потребительское отношение ко всему окружающему, об этом красноречиво говорит следующая фраза: «Я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают! » Обращает на себя внимание то, с какой любовью автор описывает мужика, которого жизнь научила быть сильным, ловким, сообразительным. Мужик сумел поймать рябчика силком, сделанным из собственных волос, «развел огонь» , «стал даже суп в пригоршне варить» .
Салтыков-Щедрин осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же время с горькой иронией, с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность и неистощимое терпение мужика.