в центре картины - уставший немолодой богатырь, сидящий на боевом коне. перед ним-мрачный указательный придорожный камень с полустёртой надписью - непременный атрибут былинного фольклора. вокруг-зловещая тишина. задумчивость позы богатыря подчёркивает наклонённая голова, опущенное вниз копьё. конь тоже повторяет позу всадника. мрачность пейзажа подчёркивают белеющие там и тут кости и черепа людей и животных, заросшие мхом валуны, ворон, сидящий на камне или летящий низко над землёй. согласно преданию, камни-это окаменелые останки людей, пришедших сюда когда-то. картина васнецова "витязь на распутье” переносит нас в мир государства, создаёт атмосферу тревоги и опасности. глядя на картину, хочется верить , что богатырь очнётся от раздумий и примет правильное решение.
Ассоль увидела у ручья сидящего человека, который держал в руках сбежавшую яхту и всесторонне рассматривал ее с любопытством. Ассоль, близко подойдя к незнакомцу, смотрела на него, ожидая, когда он подымет голову. Людей, подобных этому незнакомцу, ей видеть еще ни разу не приходилось. Это был путешествующий Эгль, собиратель песен, легенд, преданий и сказок. У него были седые кудри, серая блуза, высокие сапоги, белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром, трость и сумка с никелевым замочком. Его глаза, серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным. – Теперь отдай мне, – сказала девочка. – Ты как поймал ее? Старик разглядывал ее, улыбаясь. Старенькое ситцевое платье едва прикрывало загорелые ноги девочки. Ее волосы под кружевной косынкой сбились, касаясь плеч. Темные глаза казались старше лица; лицо было покрыто прелестным загаром. Маленький рот улыбался.