Распятие Христа описано во всех четырех версиях Евангелия, но эти описания отличаются друг от друга. Поэтому нет ничего удивительного в том, что изображения сцены распятия столь различны в своих подробностях. Вообще считается, что когда Христа привели на Голгофу (лобное место), с него содрали одежды и распяли. Его крест поставили между крестами, на которых были в то же самое время распяты двое воров. Затем Пилат заставил сделать табличку с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский» и прибить ее к кресту. Распяв Христа, солдаты бросают жребий, кому достанется его одежда: «…каждому воину по части и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху». Толпа же продолжала насмехаться над распятым Христом, говоря ему: «…если Ты Царь Иудейский Себя Самого». Св. Лука и Св. Марк утверждают, что воры, распятые вместе с Христом, также проклинали Его. Св. Лука говорит, что один из этих воров упрекнул другого, сказав: «И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал». Затем он обратился к Христу: «…помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк. 23:41—42). Провисев много часов на кресте, Христос захотел пить. И тогда один из толпы взял губку, пропитал ее уксусом и, привязав к тростине, дал Христу испить. Все Евангелия соглашаются в том, что на месте распятия присутствовали несколько женщин: среди них были Мария, мать Христа, Мария, мать Св. Иакова меньшого и Мария Магдалина. Из всех евангелистов лишь Св. Иоанн утверждает, что он присутствовал при распятии Христа и что Христос перед смертью вверил ему свою мать на попечение. Уже после смерти Христа на кресте один из солдат прободил Его ребро копьем и «тотчас истекла кровь и вода». Этого солдата обычно отождествляют с сотником, который, став свидетелем распятия, убедился в божественной природе Христа. И когда сотник, «увидев, что он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек сей был Сын Божий» (Мк. 15:39). В христианской традиции этому сотнику было дано имя Св. Лонгин.
Смерть Христа на кресте — центральный образ христианского искусства и зрительное средоточие всех помыслов христианина. Своей жертвой на кресте Христос явил возможность человеческого искупления, иными словами, своего избавления от первородного греха Адама, унаследованного всем человечеством.
Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день. Кое-где уже появились едва-едва заметные зеленые листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть-чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настежь, в-третьих, солнце светило по-царски, но не горячо, а ласково, по-доброму. На дорожках было видимо-невидимо воробьев, и они по-прежнему сновали вверх и вниз.
Но неожиданно небо потемнело. Небрежно, неряшливо поползли растрепанные тучи. Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где-то кто-то вдребезги расколол стеклянную посуду.
И хлынул ливень, точь-в-точь занавес опустился на землю и закрыл все вокруг. Пропал куда-то город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.
Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по-праздничному весело. (120 слов) (По А. Иллюминаторской)