Одни считают, что с наступлением эпохи голоцена, переходом к устойчивой производящей экономике и моногамной семье, то есть последние примерно 10 тысяч лет, действие естественного отбора сошло на нет и биологическая эволюция человека остановилась, уступив место социальной, культурной, а в перспективе, как считают сторонники теории технологической сингулярности, и чисто информационной сверхбыстрой эволюции с переносом сознания на небиологические носители.
Другие полагают, что производящее хозяйство, моногамия и негенетическая передача информации потомкам никак не отменяют естественный и половой отбор и люди продолжают биологически эволюционировать наряду с другими организмами.
То, что самый эволюционно успешный вид млекопитающих как-то выпал из поля зрения биологов, изучающих естественный отбор, отчасти объясняется сложностью в наборе статистики. Но этой статистики достаточно, чтобы проследить за эволюцией территориально изолированной группы людей на достаточно большом промежутке времени, охватывающем много поколений (по сравнению с большинством млекопитающих человек — настоящий долгожитель, что сильно удлиняет сроки наблюдений, если, конечно, проводить их в реальном времени).
Так, появляется все больше данных, что некоторые животные (обезьяны, киты, дельфины) тоже умеют передавать информацию своим потомкам посредством социального обучения, или мемов. Из этого следует интересный вывод, что расцвет и доминирование нашей, сапиентной, культуры связаны с постепенным отбором более эффективных, чем у остальных высших животных накопления и передачи мемов, притом что сама природа этого явления — негенетический перенос информации — у высших животных и у человека одинаковая.
Шишкин, как и большинство современников, не отделял образ России и ее народа от образа родной природы. На полотне «Сосновый бор» все изображено неслучайно. Художник намеренно выбрал летний полдень. Это отобразить родную страну в ее лучшие времена. Стоит отметить, что художник постоянно стремился к действительно достоверному подходу ко всему, все, что он создавал на своих полотнах, не превзойденные с реалистической точки зрения шедевры. Это замечал его приятель, художник Крамской. Это и неудивительно, ведь на полотне «Сосновый бор» сразу бросается в глаза темно-желтая вода ручья с примесью железа и глухой лес. Достаточно одного взгляда на картину, чтобы почувствовать невероятную мощь. Главный мотив, который невольно прослеживается, – это неспокойная атмосфера и легкая тревога. Создается впечатление, что это одна из иллюстраций богатырских подвигов. На переднем плане виден ручьей, который постепенно перетекает в заводь. Через прозрачную желтоватую воду заметно дно, усеянное камнями, а берега источника немного размыты. По обе стороны разбросаны сухие ветки и коряги. Чуть дальше высятся деревья. Кажется, что неведомая сила угнетает растительность. Так, вокруг чахлой небольшой елочки расположились унылые пни, рядом с которыми переплетаются корни выкорчеванных деревьев. Это создает впечатление зловещего леса, который был заколдован злым волшебником. Заметно, что эта идея развивается: справа виднеется ель, сломанная во время бури. Ее хвоя со временем пожухла и местами осыпалась, а корни покрылись мхом. Пейзаж оживляют белые цветы по левую сторону от ручья. Шишкин мастерски передал игру светотени. Передний план полотна залит солнечным светом, красиво освещая ручеек и расбросанные камешки. Видно как, падают на зеленую лужайку правого берега тени деревьев. Там же под деревом сидят два любопытных медвежонка, которые что-то высматривают вверху. Подобные детали, изображенные на полотне, свидетельствуют о том, что Шишкин – настоящий реалист. Он стремится в точности передать красоту русской природы.