Васнецов Виктор Михайлович
Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.
Русской парсуне близки произведения европейской, в т.ч. польской и литовской портретной живописи XIV—XVII веков, часто также относимые к парсунным.
В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.
Доктор искусствоведения Лев Лифшиц отмечает, что: «создатели парсун, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатлённые черты лица с трафаретной и неизменной схемой репрезентации фигуры, соответствующей сану или званию — боярина, стольника, воеводы, посла. В отличие от „реалистического“ европейского портрета XVII века человек в парсуне, как и на иконе, не принадлежит себе, он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности».
Опера «Князь Игорь» – образец национального героического эпоса в оперном искусстве.
Различие:
А. П. Бородин творчески обогатил, расширил сюжет «Слова…» . Через музыку композитору удалось более глубоко передать переживания князя Игоря, Ярославны. Игорь в опере осознает свою вину перед князьями и дружиной, он не столь самонадеян, как в «Слове…» .
Сходство:
Главное сходство в финале-прославление Игоря, князей, несмотря на поражение в битве с половцами.
В чем заключается идея «Слова…» ? Сохранена ли она в опере?
В «Слове… » к объединению русских князей призывает Святослав, а в опере эта мысль прослеживается в арии Игоря и финале.
Васнецов Виктор Михайлович