В ранний период творчества родина осмысляется Лермонтовым в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание. Таково стихотворение “Я видел тень блаженства”:
...я родину люблю И больше многих: среди ее полей Есть место, где я горесть начал знать, Есть место, где я буду отдыхать.
В другом юношеском стихотворении Лермонтова “Ангел” (1832) реальной основой поэтических видений “небесной родины” являются воспоминания поэта о матери. Земной мир, “мир печали и слез”, безоговорочно отступает перед небесным:
По небу полуночи ангел летел.. . Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез.. . И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.
На противопоставлении основано более позднее стихотворение Лермонтова “Бородино”, написанное в 1837 году в честь 25-летия Бородинской битвы. Поэт противопоставил идеализированное настоящему и устами старого солдата вынес приговор современному Лермонтову поколению: “Богатыри- не вы”. Это произведение, прославляющее русское оружие, является реалистическим описанием великой битвы. Поэт открыл новый источник своей веры в Родину:
Уж постоим мы головою За родину свою.
Простой, отнюдь не выдающийся человек, умирающий от пулевого ранения в грудь, дает поручение боевому товарищу в стихотворений “Завещание” (1841) передать привет “родному краю”. Чувством патриотизма проникнуто стихотворение “Родина”, написанное в 1841 году, один из немногих образцов реалистической поэзии в творчестве Лермонтова. Уже в начале стихотворения поэт признается в любви к родине:
Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Новая, без патетики любовь к Отчизне непривычна поэту, он сам называет ее “странною”. О русской деревне рассказывается при прозаизмов вплоть до “говора пьяных мужичков”. “Родина”— свидетельство приятия русской жизни как она есть. Кроме конкретного воплощения образа Родины, в творчестве Лермонтова есть и романтический идеал. Родная сторона наделила лирического героя стихотворения “Листок” жизненной энергией. Дубовый листок, “оторванный от ветки родимой”, “засох”, “увял”. Автор презирает людей, у которых нет родины, нет “страдания”. Этот мотив звучит в стихотворении “Тучи”:
Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Тучи являются здесь символом абсолютной свободы. Требовательная любовь к родине оборачивалась горьким обличением ее современного общественного и нравственного состояния в стихотворении “Прощай, немытая Россия... ” (1841). Это протест Лермонтова против “страны рабов, страны господ”, преклонения народа перед “голубыми мундирами”. Лирический герой стихотворения выражает предположение:
Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей.
Так возникает образ Кавказа, поэтической родины Лермонтова. Поэта восхищают “ущелья”, “южные горы”, “степь”. Эти образы напоминают ему умершую мать и “пару божественных глаз”, и он признается:
Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ.
Об этом явлении “любви” к Кавказу, получившем широкое отражение в творчестве поэта, писал русский критик В. Белинский: “Кавказ взял достойную дань с музы Лермонтова”. Таким образом, тема родины для Лермонтова оказывается шире темы России. Своей малой родиной Лермонтов считал Пензенское имение Тарханы, описание которого представлено в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен... ” (1840). Герой “памятью к недавней старине летит.. . вольной, вольной птицей”:
И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудо
Мне с самого детства все говорили, что надо любить свою Родину, надо ее уважать и стремиться быть ее достойным. Раньше я не понимал, что это такое и как это можно сделать. Но и сейчас это довольно сложно. Мне кажется, я люблю свою Родину. Хотя, я не очень понимаю, как это можно показать на деле. Если любить свою Родину – это любить свое родное село или город, не мусорить, стараться не портить имущество, значит, я люблю свою Родину. Если любит – это быть хорошим человеком, стараться поступать по совести и чести, значит, я люблю свою Родину. Если это гордиться своим точнее своей страны, ее победами, значит, я люблю свою Родину. Если это стремление сделать что-то хорошее для своей страны, значит, я люблю свою Родину.
Иногда любить свою Родину бывает очень тяжело, ведь в мире очень много несправедливостей, и не всегда все происходит так, как вам бы хотелось. В такие моменты, мы начинаем винить нашу страну, забывая о том, что страна не работает сама по себе, ее составляют люди. Поэтому я всегда думал, можно просто любить страну, но не любить некоторых вещей, людей или ситуаций. В моем случае так и происходит. Я очень люблю свою Родину, но мне иногда не очень нравятся люди, которые ее населяют. Они просто забыли, что являются представителями страны, а не живут сами по себе, они не хотят стремиться.
Любить свою Родину можно по-разному. Иногда эта любовь заключается только в том, что ты любишь родной край, то место, где ты вырос, где ходишь в школу. Намного проще любить свое родное село, город, поселок, деревню, потому что ты знает это место, как свои пять пальцев, и любовь рождается сама собой от времени, которые человек проводит в данном месте, от окружения, от многого другого, что влияет на состояние человека, на его восприятие, эмоции и чувства.
Я всегда очень сильно хотел увидеть другие места, другие страны, я бы хотел путешествовать, но это не потому, что я хочу найти место лучше, чем моя Родина, мне просто очень интересно посмотреть жизнь за пределами моей страны. Я знаю, что места лучше, чем моя страна, я не найду. Только здесь люди разговаривают на моем родном языке, мы понимаем друг друга с полуслова, мы мыслим одинаково, у нас одинаковые правила и менталитет. Поэтому, мне кажется, я даже уверен, что места лучше и комфортнее, чем моя Родина, не может быть негде. Что-то может быть интереснее, развитее, богаче, но роднее не будет ничего. Наверное, именно поэтому я и люблю свою Родину.
...я родину люблю
И больше многих: среди ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать.
В другом юношеском стихотворении Лермонтова “Ангел” (1832) реальной основой поэтических видений “небесной родины” являются воспоминания поэта о матери. Земной мир, “мир печали и слез”, безоговорочно отступает перед небесным:
По небу полуночи ангел летел.. .
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез.. .
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
На противопоставлении основано более позднее стихотворение Лермонтова “Бородино”, написанное в 1837 году в честь 25-летия Бородинской битвы. Поэт противопоставил идеализированное настоящему и устами старого солдата вынес приговор современному Лермонтову поколению: “Богатыри- не вы”. Это произведение, прославляющее русское оружие, является реалистическим описанием великой битвы. Поэт открыл новый источник своей веры в Родину:
Уж постоим мы головою
За родину свою.
Простой, отнюдь не выдающийся человек, умирающий от пулевого ранения в грудь, дает поручение боевому товарищу в стихотворений “Завещание” (1841) передать привет “родному краю”.
Чувством патриотизма проникнуто стихотворение “Родина”, написанное в 1841 году, один из немногих образцов реалистической поэзии в творчестве Лермонтова. Уже в начале стихотворения поэт признается в любви к родине:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Новая, без патетики любовь к Отчизне непривычна поэту, он сам называет ее “странною”. О русской деревне рассказывается при прозаизмов вплоть до “говора пьяных мужичков”. “Родина”— свидетельство приятия русской жизни как она есть.
Кроме конкретного воплощения образа Родины, в творчестве Лермонтова есть и романтический идеал. Родная сторона наделила лирического героя стихотворения “Листок” жизненной энергией. Дубовый листок, “оторванный от ветки родимой”, “засох”, “увял”. Автор презирает людей, у которых нет родины, нет “страдания”. Этот мотив звучит в стихотворении “Тучи”:
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Тучи являются здесь символом абсолютной свободы. Требовательная любовь к родине оборачивалась горьким обличением ее современного общественного и нравственного состояния в стихотворении “Прощай, немытая Россия... ” (1841). Это протест Лермонтова против “страны рабов, страны господ”, преклонения народа перед “голубыми мундирами”. Лирический герой стихотворения выражает предположение:
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Так возникает образ Кавказа, поэтической родины Лермонтова. Поэта восхищают “ущелья”, “южные горы”, “степь”. Эти образы напоминают ему умершую мать и “пару божественных глаз”, и он признается:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
Об этом явлении “любви” к Кавказу, получившем широкое отражение в творчестве поэта, писал русский критик В. Белинский: “Кавказ взял достойную дань с музы Лермонтова”.
Таким образом, тема родины для Лермонтова оказывается шире темы России. Своей малой родиной Лермонтов считал Пензенское имение Тарханы, описание которого представлено в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен... ” (1840). Герой “памятью к недавней старине летит.. . вольной, вольной птицей”:
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудо