«Карме́н» — опера Жоржа Бизе в 4 актах, либретто Мельяка и Галеви по мотивам одноимённой новеллы Проспера Мериме.
Содержание [скрыть] 1История создания, премьера и первые отзывы2Действующие лица3Краткое содержание3.1Действие первое3.2Действие второе3.3Действие третье3.4Действие четвёртое4Среди известных постановок4.1Постановки в России5Дискография6В астрономии7Примечания8СсылкиИстория создания, премьера и первые отзывы[править | править вики-текст]Жорж Бизе начал работать над разговорной оперой «Кармен» в 1874 году. Премьера «Кармен» состоялась во Франции вПариже в театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась полным провалом. Даже парижане, считавшиеся искушёнными зрителями, оказались не готовы к подобному реализму на сцене. Столичные французские газеты соревновались в хлесткости критических отзывов об опере «Кармен»:
В повести, действительно, гибель Кармен есть лишь справедливое возмездие за все те преступления, на которые она наталкивает Хозе, это месть за всех тех, кого она заставила убить; здесь же (в опере), наоборот, Кармен никогда не была виновницей чьего бы то ни было убийства. Единственная её вина — в том, что она совратила с прямого пути склонного к любовным авантюрам солдата, и она является почти невинной жертвой, в то время как истинный преступник — её убийца.Скромные матери, почтенные отцы семейства! С верой в традицию вы привели ваших дочерей и жен, чтобы доставить им приличное, достойное вечернее развлечение. Что испытали вы при виде этой проститутки, которая из объятия погонщика мулов переходит к драгуну, от драгуна к тореадору, пока кинжал покинутого любовника не прекращает её позорной жизни[1].Именно такие рецензии создали «Кармен» огромную популярность. Только на сцене парижской Комической оперы и только в премьерный сезон не менее пятидесяти спектаклей. Тем не менее, «Кармен» надолго исчезла с парижских подмостков и была возобновлена лишь в 1883 году в редакции Эрнеста Гиро (Гиро заменил разговорные диалоги речитативами, а также добавил несколько балетных сцен, использовав музыку из других произведений Жоржа Бизе). В немалой степени возвращению оперы на парижскую сцену триумфальное шествие оперы «Кармен» по городам Европы, России и Америки. В 1880 году русский композитор Пётр Ильич Чайковский
Эстетические устремления народа, его взгляды и представления, особенности национального характера получили свое отражение как в устнопоэтических, так и в предметных видах творчества, которые с полным правом можно относить к декоративно-прикладному искусству. Являясь неотъемлемой частью материальной культуры народа, оно развивалось главным образом в рамках удовлетворения непосредственных бытовых и хозяйственных потребностей. Жилище и его внутреннее убранство, орудия труда и посуда, одежда и предметы быта отличались в первую очередь удобством, практичностью, функциональностью, однако конструктивная логика и продуманность форм, зачастую подчеркнутых тем или иным видом декора, придавали изделиям народных мастеров и несомненные художественные достоинства.