Создателем и бережным хранителем музыкальной культуры был народ. Он донес до наших дней древнейшие образцы песен, танцев и инструментальных наигрышей. Упомянутые жанры народного творчества принято называть фольклором. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде. Самую обширную область народного музыкального творчества, дошедшего до нас еще с Древней Руси, составляет обрядовый фольклор. Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка. Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Воплощая старинные обряды поклонения Солнцу, Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» широко использует подлинные народные песни и мелодии. Интонации русских былинных напевов звучат в «Песне темного леса» А. П. Бородина, в опере «Садко» Н. А. Римского–Корсакова. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин» ) и «Руслан и Людмила» . Он создал образцы национальной русской оперы- героико-эпическую оперу и оперу- сказку. «Жизнь за царя» написана на историко- патриотический сюжет. Композитор обратился к событиям начала XVII века- борьбе русского народа против польских завоевателей. Опера- сказка «Руслан и Людмила» написана на сюжет одноимённой поэмы А. С. Пушкина. В создании образа большую роль играет оркестр. Чудесная музыка «Лебединого озера» ( 1876г. ), «Спящей красавицы» (1889г. ) и «Щелкунчика» ( 1892г. ) и в наши дни вызывают восхищения. К лучшим произведениям Даргомыжского относится опера «Русалка» ( 1855г. ) Римский – Корсаков обращался и к внутреннему миру человека. В опере сказка «О царе Салтане» ( 1900г. по Пушкину ) композитор прибегает к стилизации под народный жанр. Музыкальное творчество русских композиторов XIX века было прочно связано с народным искусством. Народная музыка, народные сказки, былины, сказания легли в основу многих произведений великих русских композиторов XIX века. С раннего детства мы слушаем фрагменты из балетов «Лебединое озеро» , «Щелкунчик» , «Спящая красавица» , пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Арагонскую хоту» М. И. Глинки. В них звучат различные танцы: испанский, неаполитанский, китайский, арабский и другие. Русские композиторы всегда интересовались жизнью народов других стран мира, их искусством – литературой, музыкой, живописью. Путешествуя по другим странам, они записывали народные мелодии, использовали их потом в своих произведениях. А иногда композиторы сочиняли свою музыку в духе этих народных мелодий. Русские композиторы XIX века выступили как смелые новаторы. Пролагая новые пути для развития русской оперы, балета, симфонической и камерной музыки композиторы обогащали музыкальный язык, обращаясь к фольклору других народов.
Все мы знаем, что солнце – главное небесное светило, которое дает тепло, свет и жизнь. Во все времена его почитали. В его образе с древних пор представляли различных богов. Слишком много света и солнца не бывает ни в людских сердцах, ни в жизни, ни на полотнах.
Например, если мы обратимся к творчеству Винсента Ван Гога, то заметим, что цвет – это его большая страсть. Экспрессия, искрящийся, чистый солнечный свет, который заливает все вокруг и проникает в самую сущность окружающего мира, является для него целью жизни. Чтобы найти максимальный свет, художник даже переселялся на юг Франции. Это привело к нахождению самого солнечного образа в природе – подсолнуха. Этюды Ван Гога уже много десятилетий дарят удивительный свет почитателям его творчества. Автор называл эти произведения «симфонией синего и желтого» .
Еще хочется отметить картину В. Цыплакова «Мороз и солнце» . Когда я ее увидел, она меня очень впечатлила. Название картины повторяет начало стихотворения известного русского поэта А. С. Пушкина «Зимнее утро» . Да и само описание зимнего пейзажа в стихотворении прекрасно характеризует то, что на полотне запечатлел художник. На картине все просто: крестьянин на санях, в которые запряжена темная лошадь, едет в деревню. Возможно, он ездил за дровами в лес или был в городе, а может – в соседнем селе. Дорога на картине угадывается лишь по синеватым теням. Слева – деревенские дома, на заднем плане – просторы заснеженных полей. Хотя предметов на картине немного, но мы видим, что это зимний солнечный день. Снег искрится на солнце так, что глазам даже больно смотреть. Художник при солнца передает здесь очень морозный день. Русская зимняя природа благодаря этому кажется величественной. Картина наполнена солнцем и светом. Но это лишь один из примеров…
Также очень часто в живописи используется образ огня. Огонь является одной из основных стихий, символом Бога и Духа, торжества жизни и света над смертью и мраком, всеобщего очищения. Огонь – это антипод воды. На картинах он присутствует в полной мере. Это поистине мистико-философский символ. Если обратиться к древнегреческим мифам, то мы видим, что огонь – первоисточник всего сущего, символ познания и движения. В нашем сознании этот образ также связан с адскими муками. Этот мир опустошения и страстей, порочной добродетели и добродетельного порока мы можем увидеть в картинах, например, Э. Шклярского, а также у многих известных классических художников.
Если взять во внимание современное художественное искусство, то ярким примером образа огня в живописи можно назвать его выставку картин «Огонь, иди со мной» . Все произведения здесь посвящены пламенной сущности красного цвета. При этом качество поверхности холста благодаря масляной живописи становится «зеркальным» . Это заставляет не просто пассивно наблюдать, а находить интерпретации собственному восприятию.
Итак, образы огня и солнца в живописи были и остаются вечными, а символика их очень богата. Поэтому художники всех времен не обходили эту тему стороной.
2002Джаз в Новосибирске: эволюция в ожидании революцииДжаз со времен Джона Колтрейна не знает ни революций, ни даже эволюции. Джазовая традиция становится артефактом, замороженной музыкой, как десятилетия назад замороженным стало традиционное изобразительное искусство. Музыканты и сами работают "на понижение", разглашая служебную истину о том, что иллюзия о непомерной свободе джазовой музыки разбивается с ростом профессионализма исполнителя. Новосибирская джазовая публика как-то незаметно совместилась с любителями академического искусства, требующими от концертов высокой степени узнаваемости музыкальных пьес, точного следования великим канонам. Экспериментальные образования вроде проекта Сергея Беличенко "Снежные дети" отныне не приветствуются. Можно предположить, что новосибирские джазовые кадры и публика слишком хорошо образованы, чтобы по-прежнему сладостно обманываться синкопой. Во-первых, дело в несомненном размывании брэнда "джаз в Сибири". Музыканты отказываются от авторских программ, предпочитая исполнять джазовые стандарты, не требующие общности команды и долгих репетиций. Таким несложным лидеры джаз-ансамблей берегут время каждого музыканта своего комбо, которое он может потратить на "халтуру", заработок. Оплата филармонических концертов не позволяет "от души" вкладываться в представляемый публике материал. Публика на это реагирует молниеносно - если в филармонии организуют концерты по тому же принципу спонтанного джем-сейшна, что и в питейных заведениях города, то уж лучше отбросить ложную скромность и присвистывать любимой команде в New York Times с пивом в руках и подругой на коленях. Во-вторых, сама публика с недавних пор боится откровений в искусстве. В трудные времена на первое место предсказуемо выходят шумные, понятные шоу. В джазе такими развлечениями ежедневно зазывают посетителей в каждом пабе города. В-третьих, новосибирских музыкантов, как ни странно, подводит хваленая школа. Усталые звезды новосибирского джаза 80-х и 90-х, Владимир Толкачев, Владимир Тимофеев, Вячеслав Какалин или Олег Петриков, создают молодых музыкантов по своему теперешнему образу и подобию - профессионалов с блестящей техникой и безукоризненным музыкальным вкусом, но без устремлений на будущее. Может, это и справедливо - джазовая молодежь из музыкального колледжа еще на младших курсах начинает бороться за жизнь, а не за искусство, находя себе клубный ангажемент, мечтая со временем пробиться в любую московскую поп-группу. Как правило, к окончанию музыкального заведения такие джазисты уже проходят все ступени своей возможной карьеры и возвращаются в родной город. Но эта джазовая молодежь никогда не сможет составить конкуренцию своим воспитателям, когда они "в ударе". Джазовые педагоги становятся "последними романтиками", готовыми бесплатно собраться для проработки творческой программы, уже не что-либо добавить к их и без того завидному послужному списку. Но на самом деле небольшой горстке истых поклонников импровизационной музыки вполне достаточно пятерки преданных героев джаза. Продвинутой публике просто нужно меньше джаза, но лучшего качества. К счастью, таким новосибирским музыкантам, как Роман Столяр, Алексей Подымкин, Олег Петриков и Владимир Тимофеев пока по силам удержать великую музыку на плаву в трудные для нее времена.
Самую обширную область народного музыкального творчества, дошедшего до нас еще с Древней Руси, составляет обрядовый фольклор. Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка. Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке.
Воплощая старинные обряды поклонения Солнцу, Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» широко использует подлинные народные песни и мелодии.
Интонации русских былинных напевов звучат в «Песне темного леса» А. П. Бородина, в опере «Садко» Н. А. Римского–Корсакова.
Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин» ) и «Руслан и Людмила» . Он создал образцы национальной русской оперы- героико-эпическую оперу и оперу- сказку. «Жизнь за царя» написана на историко- патриотический сюжет. Композитор обратился к событиям начала XVII века- борьбе русского народа против польских завоевателей. Опера- сказка «Руслан и Людмила» написана на сюжет одноимённой поэмы А. С. Пушкина. В создании образа большую роль играет оркестр.
Чудесная музыка «Лебединого озера» ( 1876г. ), «Спящей красавицы» (1889г. ) и «Щелкунчика» ( 1892г. ) и в наши дни вызывают восхищения. К лучшим произведениям Даргомыжского относится опера «Русалка» ( 1855г. )
Римский – Корсаков обращался и к внутреннему миру человека. В опере сказка «О царе Салтане» ( 1900г. по Пушкину ) композитор прибегает к стилизации под народный жанр.
Музыкальное творчество русских композиторов XIX века было прочно связано с народным искусством. Народная музыка, народные сказки, былины, сказания легли в основу многих произведений великих русских композиторов XIX века.
С раннего детства мы слушаем фрагменты из балетов «Лебединое озеро» , «Щелкунчик» , «Спящая красавица» , пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Арагонскую хоту» М. И. Глинки. В них звучат различные танцы: испанский, неаполитанский, китайский, арабский и другие. Русские композиторы всегда интересовались жизнью народов других стран мира, их искусством – литературой, музыкой, живописью. Путешествуя по другим странам, они записывали народные мелодии, использовали их потом в своих произведениях. А иногда композиторы сочиняли свою музыку в духе этих народных мелодий.
Русские композиторы XIX века выступили как смелые новаторы. Пролагая новые пути для развития русской оперы, балета, симфонической и камерной музыки композиторы обогащали музыкальный язык, обращаясь к фольклору других народов.