Воспоминания о РахманиновеИ. И. ОстромысленскийС. В. Рахманинов
(Мелочи, впечатления, воспоминания)
Сергей Васильевич Рахманинов — прекрасный образец человека. Гениальный пианист, композитор и дирижёр. Образцовый, любящий муж, безупречный отец и счастливый дедушка <...>
Совершенно напрасно многие из нас считают Сергея Васильевича суровым отшельником, каким-то анахоретом, замкнувшимся в свой талант. Замкнутость Сергея Васильевича — не что другое, как скромность, суровая требовательность к самому себе и тонко развитое чувство меры. Несуществующую фигуру отшельника надо забыть. Натура Сергея Васильевича наполнена до краёв здоровой жизнерадостностью. В нём много внимания и ласки к людям. Его юмор искрится и пенится, как шампанское в только что щёлкнувшей бутылке, заражая всех окружающих. Угрюмым я его не видел ни разу. Правда, Сергей Васильевич часто утомляется и бывает огорчён или даже подавлен. Тогда мешки под его глазами становятся более скульптурными и резче выступает в правом углу рта так называемая складка горечи; много ли весёлого в нашей эмигрантской жизни?
У Сергея Васильевича абсолютный слух, и не только к таинствам звука. Он чувствует фальшь во всех её формах, в какие бы красивые крендели и узоры она ни наряжалась: фальшь самой тонкой обольстительной лести, бездушной игры или ложного пафоса.
В натуре Сергея Васильевича нет никаких «раздвоений» или «провалов», нет ничего ненормального, кроме разве скромности (и даже застенчивости), гипертрофически разросшейся, несмотря на его потрясающий мировой успех. Тридцать лет живёт Рахманинов с друзьями своего детства и с их друзьями, его обожающими, но и до сих пор он не всегда решается упражняться на рояле или готовиться в их присутствии к очередному концерту. Подумайте только: он опасается побеспокоить их своей незатейливой игрой.
Всё свойственное цельному, совершенно здоровому человеку представлено в Рахманинове очень ярко, красиво и полно. Даже почерк. Сергей Васильевич выделяется своим исключительным изяществом. И в галерее величайших русских людей Сергей Васильевич занимает почётное место. Там, где Чайковский, там, где Чехов.
Сергей Васильевич Рахманинов строг и требователен к самому себе. Он исключительно суров при оценке своих собственных достижений. Эта постоянная неудовлетворённость собой чрезвычайно характерна для всех действительно великих творцов и жрецов, которые призываются «к священной жертве», — творцов милостью божьей. И в то же время эта неудовлетворённость собой — тяжёлая крестная мука. Я никогда не забуду одной своей беседы с Сергеем Васильевичем, состоявшейся после непринуждённого ужина в интимном кругу его друзей и членов семьи. Взгляд его серых глаз вдруг как-то углубился, запрятался куда-то внутрь, прекратил связь с окружающей действительностью. И замелькали в этих замечательных глазах какие-то тревожные огоньки, полные отчаяния и муки.
— Только два концерта, Иван Иванович, удаются мне, только один или два концерта... во всём моём «турне». Один или два. Ими и живу. Живу только воспоминанием об этой удаче. А всё остальное... мука...
Сергей Васильевич сидел, не шевелясь, в какой-то бес согнутой, казалось бы, очень неудобной позе, как будто застыл, а его невидящий взгляд смотрел куда-то сквозь стены. И нельзя было не почувствовать за него острой, обжигающей боли. А между тем передо мной сидел признанный всем миром колдун-чародей, великий творец, постигший целиком все тайны рояля и ими в совершенстве овладевший. Ещё недавно восхищённый им знаменитый музыкант сказал:
— Этот человек всё может. Он знает рояль, как чародей. Я не удивлюсь, если на наших глазах он спокойно, без усилий сложит рояль, превратив его в какой-нибудь маленький предмет, заберёт этот предмет к себе под мышку и раскланяется с вами при его всегда приветливой, но сдержанной улыбке.
Цели:
Познакомить учащихся с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Раскрыть через художественный образ общечеловеческую тему добра и зла.
Задачи:
Научить анализировать прослушанные музыкальные произведения, проводить сравнительную характеристику образов.
Развивать творческие и мышление учащихся.
Формировать позитивное отношение к классической музыке.
Изобразительный ряд урока: В.М.Васнецов "Витязь на распутье", «Добрыня Никитич», «Битва славян со скифами».
Музыкальный материал к уроку:
Фрагменты из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»:
– Речитатив и ария Руслана из II действия;
– Марш Черномора
Песня «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского
ХОД УРОКА
1. Вступительная беседа
Учитель: Здравствуйте. Сегодняшний урок я начну хорошо известными поэтическими строчками:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
Учитель: Какому поэту принадлежат эти строки?
Дети: Пушкину.
Учитель: Ещё при жизни великого поэта М.И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила», надеясь на взаимное сотрудничество. Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты. Опера была написана после смерти поэта. На основе сказочной поэмы М.И. Глинка создал произведение о победе добра над злом, любви над предательством и коварством, воплотил народную веру в торжество света над тьмой.
Учитель: Какими качествами нужно обладать, чтобы победить зло и несправедливость?
Дети: Мужеством, бесстрашием.
Учитель: Можно ли передать эти качества в музыке?
Дети: Да.
Учитель: Какая на ваш взгляд должна быть эта музыка?
Дети: Маршевая, энергичная, решительная.
2. Речитатив и ария Руслана
Учитель: Послушаем фрагмент из арии Руслана. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа главного героя?
Слушают «Дай, Перун, булатный меч…»
Учитель: Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике?
Дети: Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен. Об этих чертах можно судить по маршевым интонациям, мажорному ладу.
Учитель: Но почему Глинка начинает арию с другой темы? Ария начинается с речитатива.
– Какие качества ещё важны для героя?
(Слушают «О поле, кто тебя усеял…»)
Учитель: Какие чувства Руслана передает эта музыка?
Дети: Сосредоточенность, сдержанность, твёрдость духа, обдуманность своих поступков.
Учитель: Этой теме характерно былинное повествование. Ария передает размышления витязя о жизни и смерти. Горечь раздумий подчеркивается мрачной, суровой окраской сопровождения в медленном темпе в миноре. Тем не менее, это еще не полная характеристика Руслана. Глинка наделяет своего героя и другими качествами. Давайте послушаем, о чем нам расскажет следующий эпизод арии.
(Слушают фрагмент из арии «О, Людмила, Лель сулил мне радость»)
Дети: Герой наделен нежными чувствами. Музыка звучит ласково, задушевно. Руслан вспоминает о своей возлюбленной.
Учитель: Какое значение играет музыка в раскрытии характера героя?
Дети: Музыка понять настроение Руслана, его чувства.
Учитель: Сейчас послушаем арию Руслана целиком и постараемся её проиллюстрировать.
(Учащимся предлагается видеоряд, из которого они должны выбрать репродукции, соответствующие музыкальному образу Руслана, и расположить их в последовательности, соответствующей характеру музыки)
Учитель: Руслан изображён в опере не только как Людмилы, а ещё и как защитник земли русской от сил зла.
3. Марш Черномора
Учитель: Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина?
Дети: Черномор
Учитель:
Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая...
– Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.
– Попробуйте составить музыкальный портрет Черномора, опираясь на эту характеристику.
Дети: Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.
Учитель: Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор.
– Определите какой жанр он для этого выбирает?
Слушают Марш Черномора
Дети: Для характеристики образа Черномора М.И. Глинка выбирает жанр марша.
Учитель: Попробуем промаршировать под эту музыку.
– Удобно вам было маршировать?
Дети: Нет, было неудобно; мешали резкие акценты, и хотелось, как бы прихрамывать.
Учитель: По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный?
Дети: По звучанию колокольчиков.
Исполнение марша с бубнами и треугольниками.
Учитель: Борьба добра и зла – одна из основных тем в искусстве. Возможно это потому, что в реальной жизни нам тоже приходится встречаться как с добром, так и со злом. В нас самих часто борются плохие и хорошие мысли. И как поется в песне: «Хоть зло на проделки хитро, но всё ж побеждает добро».
4. Исполнение песни «Сказки гуляют по свету»
5. Задание на дом
– Подумайте на досуге, может ли музыка сделать человека добрее? До свиданья.
Объяснение:
Родился 17 декабря 1770 года умер 26 марта 1827 года
Бетховен учился у лучших музыкантов-педагогов Вены. В первые годы жизни в Вене он завоевал славу пианиста-виртуоза .Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. У композитора развивалась тяжёлое заболевание печени. Когда Бетховен умер, свыше 20000 т. человек шло за его гробом. нНа могиле была произнесена речь Грильпарцером: Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова...О нем можно сказать как ни о ком другом: он совершил великое в нем небыло ничего дурного.