Из-за своих суеверий и
страхов перед природой, люди приносили им жертвоприношения. Страх перед
явлениями природы был настолько велик, что каждому явлению был придуман свой
бог.
Например, когда светило
солнце, то люди считали что это бог – Хорс.
При сильном ветре славяне
вспоминали бога Стрибог.
Когда лил дождь – благодарили
Даждьбога.
Когда гремела гроза, люди
считали, что это сердится Перун.
Богиней земли славяне
считали Сыра Земля. Землю целовали и клялись землей.
Богом огня был Сварог.
Поклонялись также Велесу,
повелителю дикой природы.
Во всем славяне искали
причину и думали, что за каждым явлением стоит свой бог.
Этот первый успех крестоносцев был, видимо, предусмотрен русским полководцем, так же как и встреченные после этого непреодолимые для врага затруднения. Вот как писал об этом этапе боя один из лучших отечественных военных историков: «…Наткнувшись на обрывистый берег озера, малоподвижные, закованные в латы рыцари не могли развить свой успех. Наоборот, произошло скучивание рыцарской конницы, т. к. задние шеренги рыцарей подталкивали передние, которым негде было развернуться для боя» .
Русские войска не дали немцам развить свой успех на флангах, и немецкий клин оказался прочно зажатым в клещи, потеряв стройность рядов и свободу маневра, что и оказалось гибельным для крестоносцев. В самый неожиданный для противника момент Александр отдал распоряжение засадному полку атаковать и окружить немцев. «И бысть ту сеча зла и велика немцем и чюди» , – сообщал летописец.
Вооруженные специальными крючьями русские ополченцы и дружинники стаскивали рыцарей с коней, после чего тяжеловооруженные «божьи дворяне» становились полностью бес Под тяжестью скучившихся рыцарей подтаявший лед стал трещать и кое-где трескаться. Только часть крестоносного воинства сумела вырваться из окружения, пытаясь бегством. Часть рыцарей утонула. В завершение «Ледового побоища» русские полки преследовали отступающего по льду Чудского озера супостата «семь верст до Соколицкого берега» . Разгром немцев увенчался договором между орденом и Новгородом, по которому крестоносцы покидали все захваченные русские земли и возвращали пленных; со своей стороны псковичи также отпускали плененных немцев.