Контрольный тест по теме «Деепричастие» 1.Деепричастие обозначает…
а) проявляющийся во времени признак предмета по действию.
б) добавочное действие при основном действии.
в) признак признака.
2. При каких суффиксов образуются деепричастия?
а) –енн-, -нн-, -т- б) –ущ-,-ющ-, -ащ-, -ящ- в) –а, -я, -вши, -ши, -в
3. Укажите деепричастия
а) отучившийся б) вернувшись в) пробуя г) сбруя
4. Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?
а) глагола б) прилагательного в) существительного г) наречия
5. Деепричастный оборот – это…
а) одиночное деепричастие.
б) деепричастие с глаголом.
в) деепричастие с зависимыми словами.
6. Укажите ошибочное утверждение.
а) В предложении деепричастие бывает обстоятельством.
б) Деепричастия бывают настоящего и будущего времени.
в) Деепричастие обозначает добавочное действие при глаголе.
г) В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия.
7. В каком ряду НЕ с обоими словами пишется слитно?
а) (не) навидя, (не) годуя
б) (не) подпустив, (не) оплатив
в) (не) дотянув, (не) говоря
г) (не) добежав, (не) договаривая
8. Укажите предложение, в котором нет речевых ошибок.
а) Бирюк сидел возле стола, опершись головою на руки.
б) Открыв сборник стихов, меня сразу заинтересовало одно стихотворение.
в) Вернувшись в комнату, солнце уже светило сквозь занавески.
г) Отдохнув, мысли лучше идут на ум.
9. Сколько деепричастий в предложении.
Вода, переливаясь через край бадьи, плескала ему на босые ноги, он поджимал их, но всё пил, изредка отрываясь, оглядываясь и шумно дыша.
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
10. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
а) Подойдя к обрыву, Яшка заглянул вниз, ожидая увидеть что-то страшное.
б) Она (Наталья Савишна) вырвала свою руку и, едва удерживаясь от слёз, хотела уйти из комнаты.
в) В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом сидит на земле белый борзой щенок.correct
г) Улыбаясь, царь повелел тогда вина сладкого заморского нацедить в свой золочёный ковш.
11. Укажите деепричастие несовершенного вида.
а) не устояв б) умывшись в) ожидая г) открыв
12. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
а) стро…щийся; раста…вший; подкле…в; засе…нный
б) зала..в; прове…л; потер…нный; стел…щийся
в) кле…щий; почу..л; ове…нный; завис…щий
г) нахмур…сь; раска…вшись; зате…на; ре…щий
13. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Владимир (1) махавший косой не переставая (2) резал траву (3) не выказывая (4) ни малейшего усилия.
14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ипполит Матвеевич (1) томясь стыдом (2) стоял под акацией и (3) не глядя (4)на гуляющих (5) твердил три заученные фразы.
15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Воробей (1) неожиданно (2)взлетев (3) исчез в светлой зелени сада (4) прозрачно сквозившей (5) на предвечернем небе.
Там, где есть вода, огонь и глина, керамика с незапамятных времен вошла в быт человека. Керамическая посуда собирала за столом большую семью, встречала гостей, была неотъемлемой частью ритуалов и торговли. Мастера не только придавали глине совершенную форму, но и создавали неповторимый рисунок, рассказывающий о земле, людях, традициях.
И в Казахстане, и в России есть уникальные керамические промыслы. Их объединяет белая фаянсовая масса, близкая к тончайшему китайскому фарфору, и сине-золотая роспись. В России каждый знает Гжель, а Восток очаровала риштанская голубая керамика. Месторождения высокосортной белой глины, одно в Подмосковье, другое в Ферганской долине, породили гончарные цеха. Сначала это было производство посуды, кирпича, плитки.
Но в каждом деле есть мастера, готовые вывести ремесло на новый уровень. В 18 веке в России это были братья Куликовы, подобравшие уникальный состав полуфаянсовой смеси. Их изящные изделия требовали не менее тонкой росписи. С 19 века она делалась только синей краской с легкими золотыми акцентами. Цвет неба, рек, морей и озер, зимних ночей, васильков и любимых глаз сделал гжельскую керамику национальной гордостью.
Риштанская керамика более древний промысел. Пришедшие из Бухары и Самарканда мастера принесли секреты тончайшей росписи. Синева, бирюза и золото сплетались в растительном орнаменте, славя щедрую землю. Ремесло было семейным. Мастера тавокчи тщательно хранили свои секреты, передавая тайны от отца к сыну, они просили заступничества у святых.
Имена славных мастеров хранит человеческая память. Одни создавали материал, другие ваяли, третьи выводили тонкой кистью уникальные орнаменты. Были заводчики, торговцы, меценаты. Их таланты и труд создали для мира уникальные произведения искусства.