3. Рассмотри картины с изображением известных и уважаемых людей Казахстана Прочитай об авторе этой картины и определи Какой это текст художественный или не художественный текст-описание или текст-повествование
Речевые (риторические, стилистические) фигуры - это любые языковые средства, придающие речи образность и выразительность. Фигуры речи подразделяют на семантические и синтаксические. Семантические фигуры речи образуются соединением слов, словосочетаний, предложений или более крупных отрезков текста, имеющим особую смысловую значимость. К ним относятся: сравнение - стилистическая фигура, основанная на образной трансформации грамматически оформленного сопоставления: Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье (А. С. Пушкин) ; Под ним струя светлей лазури (М. Ю. Лермонтов) ; восходящая градация - фигура речи, состоящая из двух и более единиц, размещенных по возрастающей интенсивности значения: Я вас я вас очень я вас умоляю; нисходящая градация - фигура, создающая комический эффект путем нарушения принципа нарастания: Дама, не боящаяся самого дьявола и даже мыши (М. Твен) ; зевгма - фигура речи, создающая юмористический эффект в силу грамматической или семантической разнородности и несовместимости слов и сочетаний: Он пил чай с женой, с лимоном и с удовольствием; Шел дождь и три студента, первый - в пальто, второй - в университет, третий - в плохом настроении; каламбур - фигура, представляющая собой игру слов, намеренное соединение в одном контексте двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании разных слов для создания комического эффекта: В ее твореньях красок нет, а на лице их слишком много (П. А. Вяземский) ; антитеза - стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравниваемых понятий. Лексическая основа этой фигуры - антонимия, синтаксическая основа - параллелизм конструкций. Пример: Легко подружиться, тяжело разлучиться; Умный научит, дурак наскучит; оксюморон - фигура речи, состоящая в приписывании понятию несовместимого с этим понятием признака, в сочетании противоположных по смыслу понятий: живой труп; молодые старички; спеши медленно.
Синтаксические фигуры речи образуются путем особого стилистически значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте. В синтаксических фигурах речи главную роль играет синтаксическая форма, хотя характер стилистического эффекта в значительной мере зависит от смыслового наполнения. По количественному составу синтаксических конструкций различаются фигуры убавления и фигуры добавления. К фигурам убавления относятся: эллипсис - стилистическая фигура, состоящая в том, что один из компонентов высказывания не упоминается, опускается с целью придать тексту больше выразительности, динамичности: Решили лисы кролика запечь, а кролик из духовки - прыг на печь, потом на лавку и в окошко с лавки (Козловский) ; апосиопеза - умышленно незавершенное высказывание: Вот он вернется и тогда… ; просиопеза - опущение начальной части высказывания, например употребление отчества вместо имени и отчества; апокойну - свойственное разговорной речи объединение двух предложений в одно высказывание, содержащее общий член: Там сидит человек тебя ждет. К фигурам добавления относятся: повтор - фигура, состоящая в повторении слова или предложения с целью подчеркивания, усиления мысли; анадиплозис (подхват) - фигура речи, построенная таким образом, что слово или группа слов повторяется в начале следующего сегмента: Придет оно, большое как глоток, - глоток воды во время зноя летнего (Рождественский) ; пролепса - одновременное употребление существительного и заменяющего его местоимения: Кофе-то, он горячий.
По расположению компонентов синтаксической конструкции выделяется такая фигура речи, как инверсия. Инверсия - это перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок: Он червяков накопал, удочки притащил; Твоих оград узор чугунный (А. С. Пушкин) . Расширение функции синтаксической конструкции лежит в основе риторического вопроса. Риторический вопрос - предложение вопросительное по структуре, но повествовательное по цели высказывания.
Красавец сугроб, голубыми искрами сверкавший на солнце, потемнел. Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими крутыми берегами, заросшими цепкой ежевикой. Темные кусты, тесные от тумана, нависали над палубой. (К. Паустовский) . Я закутался плотнее в шинель и, лежа, смотрел на его старое лицо, черное от загара и ветра. Емельян нахмурился, спрятав глаза глубоко под брови, длинные и выцветшие. (М. Горький) . Все звезды, мелкие и крупные, были чисты. Налево шумели ветлы, широкие, огромные, обмякшие. (И. Бунин) .
Черкасский Абрам Маркович- народный художник Казахстана.
Родился в Украине.В семье был десятым ребёнком из четырнадцати. Он окончил художественное училище, затем Академию художеств.
В 1941 году был эвакуирован в Актобе, оттуда приехал в Алматы для преподавания в художественном училище им.Н.В.Гоголя.
Текст-описание.
Два мастера, как две вершины музыки и поэзии.
какая? душевная беседа.
Задний план;
Какие? белоснежные Алатауские хребты .
Дина Нурпеисова какая? грациозна, уверенно играет. Жамбыл внимательно слушает.
Краски на картине яркие выразительные цвета, чёрный, синий, розовый, белый.
Текст- не художественный.