При чтении, письме или работе с мелкими деталями обязательно обеспечьте себе хороший свет. Главные требования к свету:
при работе за столом он должен падать с левой стороны (для левшей – с правой);
при чтении с книгой в руках (на диване, кресле) лучшее расположение светильника – сверху, несколько сзади;
свет должен быть достаточной интенсивности: вам должно быть хорошо видно и в то же время свет не должен "резать" глаз;
прямой свет не должен попадать в глаза – для этого располагайте светильник так, чтобы абажур прикрывал лампу;
если вы включаете дополнительное освещение (настольную лампу, бра, торшер), оптимальным вариантом будет сочетание его с мягким основным светом. Оставьте гореть одну лампу на люстре и вы сгладите раздражающий контраст между темнотой и ярким светом.
Выдерживайте расстояние между глазами и книгой или тетрадью. Оно должно быть около 30-40 см. При необходимости долго рассматривать мелкие детали вблизи делайте перерывы в работе и пользуйтесь лупой.
Ограничивайте просмотр телевизора. Просмотр телепрограмм с утра до вечера – непосильная нагрузка для глаз. Не забывайте о расстоянии до экрана – оно должно быть не меньше 2 метров.
Избегайте чтения в движущейся машине, автобусе, электричке. Мелкая вибрация при движении приводит к необходимости слишком часто менять фокус – а это очень утомляет глаза. Чтобы занять себя во время дороги, запаситесь плеером и аудиокнигами.
Давайте своим глазам разнообразную нагрузку, не эксплуатируйте их только на чтение или письмо длительное время – дайте им передышку: каждые полчаса смотрите вдаль через окно хотя бы 30 секунд.
ОБМАН — ложное, неверное сообщение ввести в заблуждение; дезинформация, достигшая своей цели. О. противоположен правде, которая означает не только истинное, но также правильное, подлинное, справедливое, соответствующее нравственным принципам. Правда — необходимое звено в системе высших ценностей, образующих духовный остов социальности и человечности; она выполняет фундаментальную роль в социальной саморегуляции. Как экзистенциальная ценность правда служит основанием совести, достоинства, чести и свободы личности. Монтень отмечает, что «слово "лгать" на латыни... означает почти то же самое, что "идти против совести"» (Монтень М. Опыты. Кн. 1 и 2. М., 1980. С. 35). «Правдивость, — по его словам, — лежит в основе всякой добродетели» (Там же. С. 594). Поэтому лживость — порочна, несовместима с честью и достоинством, исключает доверительное общение; она присуща не только отдельным лицам, но и коллективным и институциональным субъектам (общественным организациям, государственным органам и т.п.). Примирение с неправдой, с привычным общественным обманом притупляет и деформирует механизмы моральной саморегуляции и самооценки, ведет к тому, что А. Маслоу называет «метапатологией». Феномен О. наиболее многопланово отображен в художественной литературе, он служил преметом пристального рассмотрения многих выдающихся философов (Платон, Монтень, Ларошфуко, Ницше и др.). Различают намеренный и ненамеренный О. Первый основывается на дезинформационной интенции: субъект сознательно стремится ввести в заблуждение другого, вызвать желаемое изменение его мыслей, оценок и действий. В ряде случаев, однако, субъект оказывается творцом или участником О., не желая и не осознавая этого. Доказать ненамеренный характер О. часто весьма трудно, хотя это крайне важно в этическом и юридическом отношениях.